Причитание, а также причет, прИчеть, плач, вопль – особый лирический жанр народного поэтического творчества, связанный с похоронными, свадебными обрядами и с проводами рекрутов. Причитания возникли еще в доклассовом обществе и известны практически у всех народов мира. Древнейшие тексты похоронных причитаний, связанные с обрядом погребения и древними ...Причитание, а также причет, прИчеть, плач, вопль – особый лирический жанр народного поэтического творчества, связанный с похоронными, свадебными обрядами и с проводами рекрутов. Причитания возникли еще в доклассовом обществе и известны практически у всех народов мира. Древнейшие тексты похоронных причитаний, связанные с обрядом погребения и древними ... верованиями, сохранились в ассирийских, египетских, древнеевропейских памятниках письменности. Свадебные причитания возникли значительно позже похоронных, в результате формирования патриархальной семьи. Рекрутские «завоЕнные» причитания получили распространение в России после введения при Петре Первом рекрутчины. Итак, причитания можно разделить на обрядовые (похоронные, свадебные) и необрядовые (рекрутские, то есть на случай). Причитания создавались исключительно женщинами, оплакивающими свою судьбу или судьбу близких, а также смерть близких. Существовали даже профессиональные и полупрофессиональные исполнительницы этого жанра – вопленицы (от слова «вопль»). Их также называли плачеями, плакальщицами. Насыщенные, яркие причитания олонецкой вопленицы 19 века Ирины Федосовой обладали исключительными высокими художественными достоинствами. Ее талантом восхищался Горький, а Некрасов использовал плачи Федосовой в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Мелодии причитаний удивляют своим разнообразием. Это и распевные, заунывные интонации горестного повествования, и «быстрый» говорок, и декламационный склад речи... Часто обрядам причитаний приписывались магические значения. В наше время причитания сохранились в некоторых деревнях. Так, свадебные песни исполняются при «отбивании косы» невесты (народная традиция, пришедшая из глубины веков, когда девушки (то есть незамужние) носили косы, но выходя замуж, их обрезали). Свадебные песни и причитания Вожегодского района: Кто у нас хорошой (Cвадебная песня) Кто у нас хорошой, Кто у нас пригожой. Лексадро-то хорошой, Васильёвиц пригожой, Баско умывалсе, В свадьбу снарежалсе. Рубашка кумашна, Жилетка отласна, Драповые штаны, Сапоги сафьяны, Сертуцёк в обтяжку, Цясы во кармашке. Ай, разум не малой Виноград зелёной. Кто у нас хорошой, Кто у нас пригожой. Лександро-то хорошой, Васильёвиц пригожой, По горенке ходит, Головушку цёшёт, К зекальцю подходит, В зекальцё смотривсе, Сам сибе дививсе, Хорош зародивсе, Баско набасивсе, На коня садивсе, Конь под им бодривсе. Дороженькой гонит, Дороженька стонёт, К рицьке подьезж'аёт, Конь пить нападаёт, Рицька обсыхаёт. Ай, разум не малой, Виноград зелёной, Кто у нас хорошой, Кто у нас пригожой. Лександро-то хорошой, Васильёвиц пригожой. К саду подьезж'аёт, В саде росьцветаёт, Любушка стрицяёт. В камод забегаёт, Камод открываёт, Графин выставляёт, Стакан наливаёт, Олександру подаваёт: – Олександрушко, покушай, Аннушку послушай. К саду подьезж'аёт, В саде росьцветаёт, Любушка стрицяёт. В камод забегаёт, Камод открываёт, Графин выставляёт, Стакан наливаёт, Олександру подаваёт: – Олександрушко, покушай, Аннушку послушай. Отстала наша лебёдушка (Cвадебная песня) Отстала наша лебёдушка (2) От стада от лебединного, Пристала наша лебёдушка Ко стаду серогусинному.(2) Не обидьте, гуси серые, Нашу белую лебёдушку. Наша белая лебёдушка Умная да неразумная, Тихая да не смирённая, Не сама да поохотила – По батюшкову приказаньицю, По матушкину по неволюшке, Увезут-то у нас лебёдушку На цюжу дальну сторонушку Во волостку-то не в весёлую, В деревнюшку-то не в разую, Во избёнку не в вершёную. На болотах брёвна рублены, На собаках домой вожены, Косарём струги наверцёны, Долотом двери продолблены, Буравом окошка верцёны, Трубы шильями нашилены. Там полици-те глубокие, Коробници-те высокие, Не достать да младе колоба, Помереть да будёт с голоду. [На лавку] стану – колоба достану! Вариант окончания: ...Увезут нашу лебёдушку На цюжу-дальню сторонушку В волостёшку-то не в хорошую, В деревнюшку невесёлую, За последнёво христьенина. У послиднёво христьенина Во болоте брёвна ситценые, На собаках брёвна воженые, Косарём-то углы рубленые, Долотом-то двери долбленые, Буравом-да окна верчёные, На сарае-то как в поскотине, Во избе-то как в микиньице, Там свекровка как мидвидиця, Там блины пецёт с заплатами, Пироги пецёт с укладами... Не достать да будёт колоба, Насидитце верно с голоду. На лавку встану – пирог достану, На стоу скоцю – другой схвацю! А также, для примера, причитание В.А.Щеголевой, написанное 24 мая 1922 г.: Гоподеви поклонитеся Во Святем Дворе Его. Спит юродивый на паперти, На него глядит звезда. И, крылом задетый ангельским, Колокол заговорил. Не набатным, грозным голосом, А прощаясь навсегда. И выходит из обители, Ризы древние отдав, Чудотворцы и святители, Опираясь на клюки. Серафим в леса Саровские Стадо сельское пасти. Анна – в Кашин, уж не княжити, Лен колючий теребить. Провожает Богородица, Сына кутает в платок, Старой нищенкой оброненный У Господнего крыльца.
Мир крестьянских обрядов богат, но, к сожалению, все уходит в века и чаще – в небытие... Задача нашего поколения – сохранить те крохи, которые передали нам бабушки, дедушки и родители...
|