На этом с фактами а-ля «Капитан Очевидность» покончено, поэтому приступим непосредственно к рецензии.
Создатели ремейка, а в их число я включаю режиссера Харольда Цварта, сценаристов Роберта Марка Кэймена и Кристофера Мёрфи, а также многочисленных продюсеров (Уилл Смит, Джада Пинкетт-Смит, Джерри Уайнтрауб и др.), постарались новый фильм сделать максимально приближенным к оригиналу. Поэтому, обращая ваше внимание на сюжет, постараюсь быть кратким. Итак, Шерри Паркер и ее двенадцатилетний сын Дре (в дубляже его зовут Дрей) приезжают в Китай на ПМЖ. Детройт, который еще в восьмидесятых считался самым преступным городом Америки, по-прежнему держит марку, рискуя в ближайшее время стать настоящим городом-призраком. Вот и завод Шерри благополучно закрылся, в связи с чем она вынуждена либо податься на улицу, либо переехать в чужую страну, где ей предоставят работу по специальности. Выбор, конечно, не очевидный, но Паркерам, по всей видимости, терять особо было нечего.
Пекин принял Паркеров гостеприимно, но скромно, отведя им маленькую квартирку под издевательской вывеской «Беверли Хиллс – Королевские апартаменты». Ни Дре, ни его мамаша даже языка толком не знают, однако им предстоит жить, работать и учиться в стране, чьи культура и традиции кардинально отличаются от американских. Впрочем, авторов ленты сей факт не напрягает, поэтому большинство китайцев, с которыми главным героям приходится сталкиваться, либо понимают язык жестов, либо сносно говорят по-английски. Те, что не говорят, являются или второстепенными персонажами, или злодеями, которым за свое невежество придется расплатиться ближе к финалу.
Попытка Дре подружиться с местным населением в лице симпатичной скрипачки закончилась неприятной и болезненной стычкой с забиякой Ченом, который накостылял бедному парнишке по первое число. Беда не приходит одна, ибо Чен – в каждой бочке затычка. Он учится в той же школе, что и Дре, и он же тренируется в местной школе кунг-фу, куда так мечтает попасть юный бывший житель Детройта. Как ни крути, везде засада и неприятности. Злой Чен нигде не дает парню проходу, а при желании еще и лупит как сидорову козу. Слава богу, в очередной такой момент на помощь Дре приходит местный сантехник мистер Хан, он же по совместительству Джеки Чан, которому надоело, что мальчишку лупят почем зря.
Дальше весь сюжет развивается по лекалу оригинала, с небольшими лирическими отступлениями: мистер Хан соглашается отмазать пацана от обидчиков, но в итоге нарывается на еще больший вызов, так как соглашается тренировать Дре к турниру по кунг-фу. Затем следуют упорные тренировки, амурная линия со скрипачкой, решение психологических проблем мистера Чана и финальный турнир, где Дре покажет всем кузькину мать, победит всех врагов и обеспечит ленте стопроцентный голливудский хэппи-энд.
Такое бывает редко, но лента Харольда Цварта вызвала во мне очень противоречивые, двойственные ощущения. Вроде бы и неплохо, но местами такая лажа, что аж стыдно становится. Поэтому начнем, как водится, за здравие, а закончим… чем получится, тем и закончим.
Приятно удивил Джейден Смит, для которого «Каратэ-пацан» – это всего лишь третья работа в кино. Первый раз Уилл взял сынулю в ленту «В погоне за счастьем», где малолетнему Джейдену и играть-то не пришлось, за него всё сделал папа и крепкий сценарий. В 2008 вышел фантастический триллер «День, когда Земля остановилась» (кстати, тоже ремейк), в котором Джейден однозначно раздражал 99% всех зрителей. Поэтому, узнав, что ему отдали роль в переделке культового подросткового хита 80-х, многие расплевались (в том числе и ваш покорный слуга) и поклялись это убожество обойти стороной. Но, повторяю, Смит-младший приятно удивил тем, что в целом справился с главной ролью, хотя, конечно, без переигрывания (сцена с пинг-понгом) не обошлось. Но не будем забывать, что Джейден – не юное дарование, а сын продюсера.
Джеки Чан тоже в очередной раз продемонстрировал, что к старости вырос в большого актера, но не забыл фокусы, которые принесли ему заслуженную международную славу. К сожалению, в фильме всего лишь одна батальная сцена с его участием, но зато очень эффектная. К середине Чан очень профессионально даже выжал из себя слезу, хотя его история и попахивает махровой голливудщиной. Правда, по сценарию мистеру Хану приходится не только обучать отпрыска восточным единоборствам, но и произносить периодически всяческий высокоморальный текст. Не напрягает, но настораживает, ибо Чан при этом делает такое серьезное лицо, что сразу хочется записаться в Красную армию.
Порадовал неплохой саундтрэк к фильму, включающий и модные танцевальные хиты, и бодрый ритм группы AC/DC. Музыкальная тема Джеймса Хорнера, которому я прощаю всё за музыку к «Коммандо» и «Красной жаре», показалась мне немного традиционной, типичной для семейных голливудских фильмов, без изюминки. Сцены рукопашных боев тоже на уровне, впрочем, имея под рукой Джеки Чана, кто бы сомневался.
Теперь о плохом. Основная претензия к сценарию. Друзья, я всё понимаю, но продолжительность фильма 2 часа 20 минут... Вы издеваетесь? Это же семейное кино про кунг-фу, а не эпическая сага про Фродо и кольцо. Да, знаю, оригинал тоже длится два часа, но, если честно, эти лишние двадцать минут фильму Цварта на пользу не пошли. Местами действие картины откровенно провисает, а сцена с посещением чего-то там с Драконом на вершине горы так вообще явно лишняя. Я уж молчу про всякие клише типа тренировок на Великой китайской стене и прочие несуразности, которые здорово портят впечатление от фильма. Другими словами, авторы чрезмерно затянули свое творение, что, как известно, не придает динамизма, а заставляет зрителя периодически посматривать на часы.
Абсолютно не понравилась Тараджи Хенсон в роли мамаши Паркер. Ее лицо сразу показалось мне знакомым. Не зря, ибо актриса снималась в «Козырных тузах», где сыграла разбитную киллершу-лесбиянку. Та роль удалась ей не в пример больше, чем роль неуклюжей, но любящей родительницы. Особенно удивила финальная сцена на турнире, где ее героиня, видя, как родное чадо попросту калечат на ринге, прыгает и строит ужимки как форменная обезьяна.
Ну и, само собой, самые неприятные ощущения оставляет фирменный голливудский хэппи-энд, который напрочь размазывает по стенке весь драматизм ленты, усиленно взращиваемый создателями в процессе. Неужели нельзя было подойти к концовке с большей фантазией? Я понимаю, киноусловности и финал оригинала ставили перед авторами определенные ограничения, но не до такой же степени! Финал ленты – это железная двойка с минусом, ибо количество пафоса зашкаливает так, что даже неудобно на экран смотреть. Я всё боялся, что Джеки Чана заставят чего-нибудь спеть (он умеет). Слава богу, обошлось.