Это не вымысел. Рядом с нами живут потомки древних голландцев.
Им уже много лет. Они уйдут и унесут с собой знания, которые могли бы изменить мир. Удивительно: совсем простые знания, а человечество до них так и не доросло.
Советский энциклопедический словарь подтверждает: «меннониты – протестантская ...
секта. Главным образом в США, Канаде, Нидерландах – где и была основана в 30-40 годы 16 века Менно Симонсом. Проповедуют смирение, отказ от насилия, верят во второе пришествие Христа».
Если в истории и бывают неудачи, то триста лет скитаний меннонитов – тому пример. Во второй половине семнадцатого века они вынуждены были покинуть Голландию. В 18-ом и 19-ом, спасаясь от гонений, снова эмигрируют: одни в Америку и Канаду, другие, оставив Германию и Польшу, делают выбор в пользу России…
У меннонитов всегда были свои представления о деревне. Русский историк Николай Иванович Костомаров в семидесятых годах девятнадцатого века писал:
«Я осмотрел житье-бытье меннонитов и был изумлен чрезвычайно цветущим состоянием их быта. Дворы их обсажены садами, домики просторны и светлы… Все они грамотны. Разговорившись с меннонитами, я с удивлением услышал из их уст безукоризненно правильную малорусскую речь»… Трудно найти государство, которому были бы не нужны аккуратные, грамотные и трудолюбивые люди… Почему же они вынуждены были скитаться веками?
Отказ от войны – решающая причина гонений. Скромные и тихие меннониты осмеливались сопротивляться государственному военному призыву. Убивать? Ни за что! Возмутительно миролюбивы… В России поначалу им сильно повезло, в восемнадцатом веке Россию еще не пугала пацифистская зараза. Именно здесь переселенцам дали хорошие наделы земли и освободили от участия в боевых действиях…
Почти все 20-е годы им удивительным образом удавалось отстаивать идею непротивления злу и сохранять большие, зажиточные хозяйства. В Запорожье, на Кавказе, в Сибири, куда меннониты попали еще в пору столыпинских реформ… Они еще держались, даже когда государство уже «перевоспитало» всех прочих и победно расставило точки: если веришь в непонятное – ты сектант, а если имеешь хорошее хозяйство и мирно трудишься – то кулак, конечно…
Позже им за все досталось - и за сектантство, и за кулачество, и за непротивление.
«Нужно сказать, что меннониты стремятся любыми средствами добиться большей свободы по отношению религии со стороны советской власти… часто выпускают слухи об эмиграции в Америку… имеют хорошую связь с заграницей». Эту сохранившуюся в Новосибирском областном архиве «Докладную записку» и доносом-то не назовешь: чистейшая правда. И связь такая была, и уезжали, когда могли…
200 лет истории меннонитских общин прошли у нас, в России. Отсюда, уезжая разными путями, спасаясь от голода и репрессий, они попадали в Канаду, Северную и Южную Америку, привозя туда свой уникальный «платдойч», или «плотдич» - так они называют язык, на котором говорят дома. И это не голландский и не немецкий - это особый говор, родившийся именно на русской земле. Как бы хотелось, чтобы меннониты не растворились бесследно в огромном мире, и чтобы в их культуре, в памяти этого народа Россия была не гонителем, жандармом и душегубом, а второй родиной...
«Они - дети мира, которые перековали свои мечи на плуги и свои копья на серпы, и не знают более войны». Менно Симонс. 1537 год.