«…Слыхал про Коновалова: добром поминают его по всему околотку, по всем ближним и дальним местам; можно про такого человека сказать: сеял добро, посыпал добром, жал добро, оделял добром, и стало его имя честно и памятно в род и род…» – эти слова из знаменитого романа Мельникова-Печерского относились к реальному лицу ...
первой половины XIX века, к Петру Кузьмичу Коновалову.
Покровская церковь в Хреново Деревянная церковь Покрова в Хреново существовала издавна, но, видимо, в какой-то момент она пришла в ветхость, и в 1828 г. строится каменный храм. Одним из благодетелей этого богоугодного дела и был Пётр Коновалов, основатель фабричного дела в округе… А в 1884 г. при храме была открыта церковно-приходская школа, которая первоначально помещалась в церковной сторожке.
|
Хреновская церковно-учительская семинария и Покровская церковь в начале XX века |
Как Иван Кокорев хотел возвысить церковь? «Побольше бы таких Коноваловых у нас было – хорошо народу бы жилось» (Мельников-Печерский). И вот в 1897 г. попечителем хреновской школы становится Иван Кокорев, крупный тезинский фабрикант. Взявшись за дело энергично, он приспособил под церковно-приходскую школу более просторное здание, а в 1900 г. начал строительство современного, в полном соответствии с последними требованиями строительной техники и школьной гигиены, каменного здания, в котором в 1902 г. и было открыто совершенно новое учебное заведение – единственная на всю Костромскую епархию церковно-учительская семинария, готовившая учителей для церковно-приходских школ. Как сказал Кокорев во время торжественного открытия:
«Школа построена им для того, чтобы при помощи её возвысить церковь». Хреновская церковно-учительская семинария Школа пользовалась большой популярностью, кроме глубоких знаний и отличной практики, её выпускники получали право учиться в высших учебных заведениях. Как писал в своих воспоминаниях Питирим Сорокин:
«Трёхлетняя программа обучения в этой школе была намного более продвинута, студенты и учителя более сильны, библиотека и учебное оборудование лучше, чем в начальной и второклассной школах, которую я посещал ранее. Я был вполне счастлив в течение двух лет занятий в церковно-учительской школе. За малым исключением, лекции и учебники были интересны и содержательны…». И после революции Хреновская школа (в качестве педтехникума, а затем педучилища) продолжала готовить учителей вплоть до 1956 года.
Среди тех, кто учился в хреновской альма-матер, оказалось немало выдающихся личностей. Кто же они?
|
Питирим Сорокин и Николай Кондратьев в Хреново |
Питирим Сорокин и Николай Кондратьев Как кто-то заметил, судя по западным библиографиям, в мировой гуманитарной науке по-настоящему известны лишь два русских имени: социолог
Питирим Сорокин и экономист
Николай Кондратьев. И оба они учились в Хреново. Николай Кондратьев, как местный уроженец, получил в Хреново также начальное образование (в 1902-1905 гг.) в той самой церковно-приходской школе, с которой всё началось здесь, а в самой семинарии учился курсом ниже, чем Питирим Сорокин. Это, впрочем, не стало помехой для их дружбы, как в стенах школы, так и в дальнейшей жизни.
Их учёба в семинарии пришлась на годы Первой русской революции. Они заразились революционными идеями и стали эсерами. За революционную пропаганду и распространение нелегальной литературы Питирим Сорокин оказался на несколько месяцев в тюрьме и, разумеется, был отчислен «автоматом» из семинарии. Кондратьев также был вынужден досрочно покинуть стены хреновской школы по причине «неблагонадёжности».
Кто начал октябрьскую революцию за 4 дня до Октябрьского переворота? Другим выпускником Хреновской семинарии был
Сергей Климохин (1889-1942) – советский государственный деятель, ближайший соратник Фрунзе, в 1920-е годы – председатель совнархоза сначала Иваново-Вознесенской, а затем Московской губернии. Малоизвестно, но Климохин был одним из главных организаторов Центростачки – 300-тысячной всеобщей стачки ткачей, начавшейся 21 октября (3 ноября) 1917 г. Во время этой грандиозной стачки, которая длилась почти месяц, 114 предприятий Иваново-Кинешемской промышленной области находились под полным контролем стачечных фабричных комитетов. На фабриках, а также на железнодорожных станциях были выставлены вооружённые пикеты. Власть фактически уже была в руках пролетариата за несколько дней до судьбоносных событий в Петрограде.
Кто основал Коми? Дмитрий Батиев (1896-1941) учился в Хреново в 1912-1916 гг. По признанию самого Батиева, именно в Хреново зародился его национализм, так как из-за плохого знания русского языка он подвергался насмешкам в семинарии. В 1920 г. Д. Батиев был избран в Зырянский отдел Наркомата по делам национальностей и возглавил работу по созданию Коми автономии. Он сыграл ключевую роль в том, что ВЦИК и Наркомнац согласились на её образование. Правда, сам Батиев предлагал создать Зырянскую советскую социалистическую республику с территорией, почти в семь (!) раз превышающей современную Республику Коми. В качестве аргумента в пользу республики в докладе в ЦК РКП(б) он заявлял, что коми некогда занимали весь центр России и что Москва – это коми название, означающее «Коровья вода». Но в 1921 руководство страны ограничилось созданием для коми лишь автономной области.
Кто ещё учился в Хреново? Александр Барсуков (1891-1958) – математик, выдающийся педагог. Он был заведующим Высшими педагогическими курсами, деканом физико-математического факультета и заместителем ректора Московского университета, профессором и заведующим кафедрой математики в Институте красной профессуры, главным редактором Учпедгиза, главным редактор журнала «Математика в школе». Его работы оказали большое влияние на развитие методики преподавания математики. Им был написан учебник «Алгебра», по которому учились многие поколения детей во всех школах нашей страны. В Хреновской семинарии Барсуков учился в 1905-1907 гг., затем был исключён из неё за участие в подпольной ученической организации, занимавшейся революционной пропагандой.
Александр Новиков (1900-1976) – крупный советский военачальник, Главный маршал авиации (1944). Дважды Герой Советского Союза. Окончил Хреновскую церковно-учительскую семинарию в 1918 г.
Сергей Разорёнов (1909-1991) – русский композитор, ученик Н.Я. Мясковского. Он происходил из семьи вичугских фабрикантов, хорошо знал семью М. Горького. В Хреновском педтехникуме учился в начале 1920-х годов.
Анатолий Замыслов (1905-?) – создатель многих объектов энергетики (ГРЭС, ТЭЦ) в стране. В первые годы войны был главным инженером Управления строительства временных электростанций, которые позволили за считанные месяцы обеспечить электроэнергией эвакуированные на восток военные заводы. Командовал энергетикой столицы (был управляющим трестом «Мосэнерго»). Учился в Хреновском педтехникуме в 1920-е годы.
Дмитрий Смирнов (1919-2005) – выдающийся математик-алгебраист, ученик и коллега академика А.И. Мальцева; профессор, был заведующим кафедрой высшей математики мехмата Новосибирского госуниверситета, заведующим лабораторией алгебраических систем Института математики в Новосибирске. Учился в Хреновском педучилище в 1930-е годы.
Иван Ушаков (1921-2002) – доктор исторических наук, «патриарх Кольского краеведения», профессор кафедры отечественной истории Мурманского государственного педагогического университета, почетный гражданин г. Мурманска. Ежегодно в Мурманске проводятся «Ушаковские чтения», посвящённые истории Северного края. С красным дипломом закончил Хреновское педучилище в 1930-е годы, откуда без экзаменов был принят в Ивановский педагогический институт.
Выше перечислены десять наиболее ярких выпускников Хреновского училища, некоторые выявлены лишь в последнее время благодаря Интернету. А сколько ещё безызвестных?
Школа-интернат нуждается в помощи В 1956 г. педучилище было преобразовано в школу-интернат, с 1981 г. он стал специальным (коррекционным), в котором живут и учатся дети с речевой патологией. В настоящее время в интернате живёт около 180 детей, многие дети – сироты, а сам интернат нуждается в помощи.
Год назад интернат просто взывал о помощи. Акцию сбора средств в октябре прошлого года проводила газета «АиФ». Сейчас, возможно, дела здесь получше, но если кто-то захочет помочь, то вот адрес и контактный телефон: 155310, Ивановская область, Вичугский район, д. Хреново, школа-интернат, тел. 8 (49354) 9-10-68. Сергей Модин, директор.