Когда при мне говорят: «Зачем рыбе зонтик?», я представляю трогательное создание с длинным вуалевым хвостом и тросточкой в плавнике, на конце которой раскрыт яркий купол, и думаю: «Бедный-бедный кинестетик, ты перегружен информацией и прикрылся от нее, но защита-то мнимая».
И расхожая сленговая фраза «На фига козе ...
баян?» тоже вызывает профессиональную реакцию: «Чтобы лучше слышать!» И выражение «как слону дробина»... И другие.
Шутка, конечно. А если серьезно, то аудиалов, как говорят специалисты, у нас меньше, чем визуалов, поскольку зрительный нерв гораздо толще слухового, а стало быть, и проводимость у него больше. Это утверждение я могу только процитировать, ибо в анатомии не слишком сильна.
Как бы то ни было, понимать этих самых аудиалов, не напрягаясь в подыскивании предпочитаемых ими выражений, лучше всего, если
развить собственное слуховое восприятие. Вот несколько практических способов, которые можно использовать в виде развлечений дома, в дружеской компании, на занятиях с детьми.
«Знакомые звуки» Эта игра походит на разминку, которая предлагалась для тренировки зрительного канала информации. В группе, в паре или в одиночку находятся ответы на просьбу назвать, а затем назвать и воспроизвести:
- звуки природы;
- голоса животных;
- шумы, издаваемые приборами.
Можно предложить озвучивание на разном расстоянии (собака, которая лает за стеной или в непосредственной близости; шум прибоя, доносящийся через открытую балконную дверь или прямо под ногами и т.д.).
Разумеется, нужно учитывать возраст участников. Но сколько бы им ни было лет, они охотнее будут играть, чувствуя одобрение и рассчитывая на поощрение. А разнообразить набор заданий можно по собственному желанию и усмотрению.
«Угадай мелодию» Это, пожалуй, самый распространенный способ, варьировать который можно, предлагая:
- узнать мотив из знакомого для группы или партнера репертуара,
- напеть его;
- продолжить начатую мелодию.
«Щелчок в уме» Сосредоточившись на себе в тишине, щелкнем пальцами, прислушиваясь к звуку, а потом попробуем воспроизвести его в уме. Если не получится – не беда, можно повторить столько раз, сколько потребуется. Зато потом окажется, что этим воображаемым щелчком можно «управлять»: мысленно перемещать его звук, чтобы он раздался сверху – снизу, слева – справа, громче – тише.
Попробуйте, это довольно забавно и одновременно – полезно!
Теперь о кинестетике, которая выражается в образах прикосновений, запахов, вкусов. В качестве разминки подойдут игры, аналогичные ранее предложенным для визуального и слухового восприятия, а затем к ним добавляются те, что рассчитаны на более глубокое усвоение.
Для тактильных ощущений: «Знакомые ощущения» В этой игре предлагается назвать определенное число:
- занятий на кухне (в гараже, на спортплощадке);
- видов спорта, связанных с игрой в мяч (рукоделия, кулинарной обработки продуктов);
- объектов, имеющих гладкую поверхность (шероховатую, бугристую).
- объектов, о которые можно уколоться (обжечься, зацепиться).
«Пантомима» Часть заданий предыдущей игры можно использовать для воспроизведения в пантомиме, но можно добавить и другие:
- изобразить вдевание нитки в иголку (с последовательным приготовлением и использованием воображаемых предметов), надевание тесной обуви и т.п. Смешные задания выполняются с большей охотой, как правило, – и это стоит учесть!
«Воображаемое прикосновение» Предлагается представить касание к различным поверхностям: к шелку, бетону, телевизору, горячей плите и т.п. В группе это можно организовать таким образом, чтобы во втором туре все по очереди изображали это действие, а остальные угадывали, к чему "прикасался" игрок.
Для вкусовых: «Вкусы по памяти» Участники называют:
- пять сладких блюд;
- пять трав, используемых в качестве приправ к еде;
- пять объектов, горьких на вкус.
«Странная дегустация» После разминки тренер предлагает всем почувствовать вкус:
- соленых огурцов, смешанных с мороженым;
- помидоры с клубничным вареньем;
- манную кашу с горчицей;
- молочный суп с селедкой; а напоследок –
- молоко с шоколадом или еще что-нибудь вкусное (а то игроки устанут морщиться).
Для обоняемых, т.е. запахов и ароматов:
«Назови запахи»: - связанные с природой;
- связанные с двигателями;
- самые приятные.
Условия те же, что и в других подобных играх.
«Запахи, которых нет, но они есть» В этом упражнении предлагается почувствовать запахи различных объектов без представления их зрительных образов: клубника… бензин… горячий борщ… холодный борщ. После того, как начнет получаться, можно также тренироваться в «управлении» ими: представлять запахи более сильными или слабыми, поступающими с разных сторон.
Ну вот, в принципе, и все. То есть, конечно же, не все. Можно и по-другому. Но лучшее – враг хорошего, так что, пожалуй, пора остановиться.
Удачи и взаимопонимания!