Любой ребенок, как известно, со временем растет и изменяется. И этим доставляет родителям немало проблем, ведь психика и мировоззрение у него часто меняются при переходе в новый возрастной этап. И родителям (как и педагогам) очень важно знать все стадии взросления детей. В первую очередь это касается главной сферы человеческой жизни ...
- отношений между полами. Рассмотрим взаимосвязь психофизиологических показателей становления сексуальности от возраста. Не будем рассматривать возраст до 3-х лет, где ребенок еще не ощущает себя как часть мира. Итак, первая стадия:
3-6 лет. Здесь у маленького человека появляется первый возрастной кризис – в полной мере проявляется мозговая деятельность – он осознает себя. В этом возрасте свойственно любопытство и познание мира – не надо все шалости ребенка сводить к хулиганству. Только уровень восприятия мира у него развит слабо – боязнь отсутствует напрочь и приобретается только через опыт. Поэтому важно оградить его от всех возможных смертельных опасностей строгими запретами – для этого возраста авторитет родителей непоколебим. Не стоит отдавать ребёнка в школу в этом возрасте – к этому не готовы ни психика, ни организм ребенка. Отличие мальчика от девочки определяется только первичными половыми признаками, все остальное (внешний вид в одинаковой одежде, поведение, игрушки) практически идентичны.
7-10 лет. (7-11 для мальчиков). Очень важный этап взросления. И начинается он с определенного кризиса – у ребенка серьезно меняется социальная роль: теперь он школьник. Появляются колоссальные нагрузки: умственная и физическая (учитывая вес рюкзаков современных учеников). Уровень морального восприятия становится
«конвекционным» (смешанным) – с этого возраста ребенка нельзя ставить в рамки диктата – с ним нужно договариваться. Отношения с противоположным полом только начинают формироваться на примерах окружающего мира, но выражены только в понятиях:
«Я мальчик, а Она девочка». Вторичные половые признаки не выражены. Гормональная функция немного затормаживается из-за свалившейся на ребенка нагрузки. Здесь у мальчиков наблюдается отставание в развитии на год.
11-13 лет. (12-13 для мальчиков). Пора наступления третьего критического этапа. Ребенок как бы вступает в стадию
«подросток». У обоих полов начинают развиваться вторичные половые признаки, меняться фигура – но активность половых гормонов остается в норме. Мальчики в развитии догоняют девочек, у них начинает ломаться голос. Единственное, наблюдается сильное торможение в росте (которое, впрочем, восполняется через год-два).
Стадия сексуального развития меняется на
«романтическую» – девочки заводят дневники, мечтают о принце на белом коне или обаятельном актере из нового сериала и т.д. Мальчики же отождествляют себя с героями кино, мультфильмов, компьютерных игр… Проблема нашего века в том, что эталонами не становятся герои из книг: куда там отважному Айвенго или неунывающим мушкетерам до Супермена и Человека-паука. А это чревато последствиями – ребенок приобретает излишки агрессии, начинает учиться летать с девятого этажа (вспоминаем скандал с «Покемонами»). Родители должны следить за тем, какая информация поступает ребёнку. Так как уровень нравственности остается конвекционным, ребенка легко можно направить в правильную сторону, но только поговорив с ним на равных.
На этом этапе субъективное
«детство» подростка заканчивается: он постепенно начинает входить в новую жизнь. Дальше происходит переосмысление ценностей, составление собственной картины окружающего мира – здесь родители, уже только наблюдая с высоты прожитых лет, могут контролировать поведение ребенка. Или, в крайнем случае, легонько подталкивать его к принятию правильных решений – поэтому важно знать, что происходит с подростком. Но об этом в следующей статье. Удачи вам в воспитании!