Сейчас киберпанк существует как самостоятельная субкультура, которая включает в себя определенные мировоззрения, литературу, музыку и другие составляющие, характерные для любой субкультуры. Но, в отличие от многих других течений, которые обычно начинались с музыки, киберпанк начался с литературы. Именно о литературном направлении «киберпанк» я хотел бы рассказать. ...Сейчас киберпанк существует как самостоятельная субкультура, которая включает в себя определенные мировоззрения, литературу, музыку и другие составляющие, характерные для любой субкультуры. Но, в отличие от многих других течений, которые обычно начинались с музыки, киберпанк начался с литературы. Именно о литературном направлении «киберпанк» я хотел бы рассказать. ... Для начала давайте разберем само слово «киберпанк», которое впервые применил в 1983 году Брюс Бетке, назвав данным словом свой рассказ (как ни странно, не имеющий к киберпанк-направлению в литературе никакого отношения). Слово «киберпанк» содержит в себе два корня. Первый – «кибер», указывает на связь с высокими технологиями, а второй – «панк» – на связь с панк-рок-культурой и её мировоззрениями: стремление к свободе, протест, асоциальность и т. д. Так и есть. Киберпанк является направлением научной фантастики, где описывается футуристический мир (хотя сейчас он уже не выглядит таким уж далеким и футуристическим, как в 80-х годах, когда начинался киберпанк), в котором миром правят огромные корпорации и информация. Здесь искусственный интеллект и виртуальные миры – нормальное явление. Герой же киберпанковских произведений отличается от привычных литературных героев и по характеру тяготеет ко второй части слова «киберпанк» – «панку». Обычно он эгоистичен, асоциален и ему наплевать на то, что будет с миром и людьми. Да, в ходе сюжета, добиваясь своих целей, он может спасти мир, сделать что-то полезное и хорошее для человечества, но это он делает случайно, это не является его целью. Единственное, что он ценит – это свобода, и ради нее он готов на многое: борьбу с корпорациями, социальной системой, искусственным интеллектом и всеми другими, кто пытается посягнуть на неё. Такой герой, казалось бы, должен отталкивать читателя своим «не героическим» образом, но часто все случается наоборот и этот образ привлекает читателя своей реалистичностью и честностью в изображении его мыслей и переживаний. Также обязательной чертой киберпанк-героя является умение мастерски пользоваться высокими технологиями. Наиболее известными представителями киберпанк-направления в литературе являются: Брюс Стерлинг (считается основоположником и главным идейным двигателем киберпанка), Уильям Гибсон, Пэт Кадиган, Руди Рюкер и другие. Занимательным является также тот факт, что киберпанк зародился еще во времена, когда компьютеры только начинали входить в нашу жизнь, но писатели-киберпанки смогли предсказать последующее стремительное развитие компьютерной техники. Часто писатели были знакомы с компьютерами только понаслышке. Например, Уильям Гибсон большинство технических терминов просто придумывал. Он же придумал термин «киберпространство». В настоящее время, читая киберпанк-произведения, интересно находить схожие черты современного мира и мира, описанного писателями. Невольно задумываешься: может, действительно, скоро наш мир станет пессимистичным миром высоких технологий?
Остается надеяться, что мир, созданный писателями, так и останется фантастикой.
|