На Руси колокольный звон - неотъемлемая часть богослужения. Он созывает верующих в храм на совместную молитву, открывает и завершает литургию. Являясь символическим средством общения мира сакрального с миром «тварным», звон оказывает сильное воздействие на душу верующего человека.
Впрочем, и на далеких от церковной жизни людей колокольный ...
звон всегда производил глубокое впечатление великолепием своеобразной музыки.
Множество примеров органичной включенности звонов в повседневную жизнь человека, четкого понимания смысла звона мы видим в русской художественной литературе XIX - начала XX вв. Но зачастую, не понимая этого смысла, не обращаем внимания на такие примеры, чем обедняем свое восприятие произведения. Научиться же понимать язык колокольного звона достаточно несложно - если приложить некоторые усилия. Следуя примеру одного из авторов «Школы Жизни», в статье «Как научиться понимать классическую музыку?», давшего «ключи» к пониманию музыки, предлагаю вниманию читателей нечто вроде «азбуки» колокольного звона.
Своеобразие звона определяется, прежде всего, тем, что каждый колокольный ансамбль уникален - индивидуальны (как личности!) колокола, их невозможно «настроить», обеспечить соответствие правильном звукоряду. Для каждого набора звукоряд оказывается особым. Комплекты колоколов формировались при каждом храме веками, и с приобретением нового колокола звон менялся, иногда - весьма ощутимо. Соответственно и «голос» каждого храма был особенным, без труда узнаваемым.
«Базовый» комплект колоколов на звоннице или колокольне должен был состоять из трех групп колоколов - больших, средних и малых. Больших колоколов могло быть несколько - по назначению: праздничный, воскресный, полиелейный и вседневный. Большие задавали фон звона. Средние - альты - вели мелодию, а малые - подзвонные и зазвонные - создавали мелкие ритмические фигуры.
Чем больше было колоколов на колокольне или звоннице, тем богаче оказывался звон. И тем свободнее могли чувствовать себя звонари в части составления новых схем звонов, либо в импровизации на малых и средних колоколах. Но - тем более слаженным должен был быть ансамбль звонарей, тем более изощренные требовались система развески колоколов, дополнительное оборудование.
Многовековая практика использования колоколов в русской церкви сформировала четкую систему звонов, их жанров - на основе церковного устава создала некие правила, канон. Жанр звонов, таким образом, определялся назначением их и характерными особенностями исполнения.
По характеру звона человек, например, понимал тип совершаемого богослужения, определял значительность приходящегося на конкретный день праздника, а также момент службы. Звон сообщал о происходящем в приходе событии - встрече архиерея, значительного чиновника, свадьбе или погребении.
Современная типология звонов следующая. Звоны разделяются на сигнальные и художественные. К первым относятся набат и благовест, ко вторым - перебор, перезвон и трезвон.
Набат - частый звон в один колокол - сообщает о каком-то происшествии. Благовест призывает прихожан к богослужению. При
благовесте ударяют в один колокол. Различают также большой благовест - когда ударяют несколько раз в большой колокол, как при обычном благовесте, а затем поочередно в остальные.
Именно большой благовест развился в художественный звон в два и более колоколов. Различаются перебор и перезвон.
Перебор - погребальный звон - выполняют однократными ударами в каждый колокол, от малого к большому, «по кругу».
Перезвон - поочередные удары в обратном перебору порядке, от большого к малым, от одного до семи ударов в каждый колокол, завершение перезвона обычно - удар во все колокола.
Трезвон - это идущие подряд три удара в несколько колоколов. Он бывает великий, средний и красный. Трезвоном великим и средним отмечались особые дни - например, царские, или дни памяти местночтимых святых. Пасхальный трезвон - красный - это тот звон, который длится весь день в Пасху, он же начинает и заканчивает воскресные обедни на протяжении от Пасхи до Вознесения.
Звонари, производя звоны, должны были руководствоваться каноном. Но, комбинируя разные виды звонов, они имели возможность создавать особые колокольные мелодии - чуть ли не концерты.
Церковная жизнь давала и дает для этого достаточно оснований. Например, крестные ходы сопровождает сложный колокольный звон, в котором благовест в один колокол сменяется благовестом в несколько, затем начинается трезвон.
Своеобразием отличается звон в Пасхальную ночь. В определенные моменты службы ударяют один раз в один колокол (возможно - от малого до великого), на последнем возгласе совершают общий удар во все колокола. Так выражается подобающее случаю ликование, которое переживают участники богослужения.
|
На ростовской звоннице |
Составлялись и составляются особые праздничные звоны в честь особых же случаев. В этих звонах, порой достаточно сложных, используются все те же простые виды звонов, в различном порядке. Темп отчасти задается назначением звона и традицией, отчасти - техническими особенностями больших колоколов (на один удар языком в две (либо в одну) стороны колокола большого должно приходиться некое определенное количество ударов в колокол второй, соответственно - это число ударов должно быть согласовано с ударами в третий колокол, и так далее).
Научившись различать в звоне колокольного ансамбля голоса отдельных групп колоколов, чувствовать темп и отмечать составные части «мелодии», грамотный слушатель впоследствии сумеет эту разъятую на части гармонию объединить, и тем полнее окажется его впечатление от услышанного.
А дальше, возможно, вы научитесь за звоном чувствовать и исполнителей, отмечать моменты их импровизационного порыва. И это подарит вам сильные и красивые духовные переживания.