Даже те, кто никогда не бывал в Лондоне, так или иначе слышали об одной из самых широких и оживленных улиц британской столицы. И уж наверняка читали про улицу Пикадилли и одноименную площадь.
Здесь находятся, пожалуй, самые дорогие магазины. Не слишком богатому туристу в них делать нечего. ...
Нет-нет, никто на входе задерживать не станет. Ходи, смотри. Правда, некоторым даже смотреть не рекомендуется, чтобы не сломалась губораскаточная машинка.
Лучше заглянуть в залы Королевской академии искусств, которая тоже находится на Пикадилли. В коллекции академии имеются замечательные картины английских (и не только) мастеров. Но самое главное – сюда привозят со всего света прекрасные выставки. Есть возможность, не покидая Лондон, посмотреть на сокровища самых роскошных музеев мира.
Улица Пикадилли проходит в направлении с востока на запад. Начинается она на площади с тем же названием, Пикадилли. Пикадилли-серкус. Место это растиражировано на тысячах фотоснимков и известно даже тем, кто в Лондоне никогда не бывал, двумя своими достопримечательностями. Первая – огромный световой рекламный экран. Вероятно, это – самая дорогая рекламная площадка в мире. Интересно разглядывать фотографии Пикадилли-серкус, которые делались едва ли не в начале 20-го века, и наблюдать не только за сменой фасона платьев и марок автомобилей, но и за изменением конструкции этого экрана, а также за тем, какие фирмы и товары на нем рекламировались.
Вторая достопримечательность Пикадилли – стоящий посреди площади фонтан. Фонтан воздвигнут в 1892 году, в викторианские времена. Тем более удивительно, что его венчает фигура, изображающая голого мужчину (потрясающая смелость для той ханжеской эпохи!) с луком и стрелами. Принято считать эту фигуру фигурой древнегреческого бога любви Эроса. Хотя, как говорил скульптор,
сэр Альфред Гилберт (Sir Alfred Gilbert) (1854-1934), статуя изображает Антэроса и олицетворяет «зрелую и обдуманную любовь, в противоположность Эросу – легкомысленному и ветреному тирану». Антэрос был младшим братом-близнецом Эроса.
Однако объяснение автора мало что объяснило. Поскольку скульптура изображала нагого юношу с луком, публика, плохо знающая классическую мифологию, все равно считала, что это греческий бог любви Эрос (он же Амур, он же Купидон).
Кого бы ни изображала упомянутая скульптура, с технологической точки зрения она поистине революционна. Это первая в мире статуя, отлитая из чистого алюминия. Алюминий в те времена был еще достаточно дорогим металлом.
Фонтан этот и статую воздвигли в память об известном филантропе лорде
Энтони Шефтсбери (Anthony Ashley Cooper, 7th Earl of Shaftesbury) (1801-1885). Он, среди прочего, прославился борьбой против эксплуатации детского труда на фабриках и заводах. Поэтому ходит еще одно объяснение того, кого же изображает статуя: ангела христианского милосердия. Кстати, именем лорда Шефтсбери названа одна из улиц, уходящих от Пикадилли-серкус, Шефтсбери-авеню.
|
Пикадилы на реконструкции костюма 16-го века (фото: www.kaboodle.com) |
А почему сами улица и площадь носят такое странное название? Да потому, что в 1612 году здесь купил землю и построил на ней дом Роберт Бэйкер. Роберт Бэйкер был известен в Лондоне тем, что торговал модными воротничками, которые назывались
пикадилами (picadils). Пикадилы делались из жесткой льняной ленты, заостренными, как пики (отсюда и название), краями или плоскими. По краю они прошивались шнурком. Потянув за этот шнурок, такой воротник можно было распахнуть или плотно затянуть. Жабо – один из видов пикадила. Пикадилы иногда вставляли и в манжеты рукавов.
В Англии 17-го века купцу было совсем не стыдно говорить об источнике своего богатства. Потому дом свой Бэйкер назвал «Пикадилли-холл». Позже на этом месте, неподалеку от королевского дворца, начали строить свои дома люди богатые и знатные. Так что изначально этот район был районом небедным. Каким остается и сейчас.