Немало слов в современном лексиконе имеют «божественное» происхождение из античного Рима. Обо всех поговорить, конечно же, не удастся, так что оставим за рамками статьи самые известные и обратимся к тем, что употребимы часто, но связь их с именами древних богов менее узнаваема.
В своей речи, особенно ...
профессиональной, мы не обходимся без терминов, которые, по определению, обозначают понятия в какой-либо области знания. А в Древнем Риме
Термин был божеством границ, покровителем пограничных камней и столбов, межей. Культ Термина был введен Титом Тацием, с которым сражался в незапамятные времена еще легендарный Ромул, брат Рема.
|
Терминалии, с сайта www.clubs.psu.edu |
Позже римский царь Нума Помпилий ввел в «красный календарь» римлян праздник Терминалий, отмечавшийся 23 февраля, – день сближения соседей и прекращения споров (поскольку считалось, что Термин еще и примиритель), а также установил закон, по которому земледелец, выкопавший пограничный камень, подлежал проклятию.
Кстати, о календаре. В римской мифологии богиня, благословляющая начало каждого месяца, звалась
Календарией.
Традиция праздничных салютов, впервые вошедшая в обиход у древних этрусков и перешедшая к римлянам, тоже связана с божественным именем
Салюты (Салюсы), ответственной в то время за здоровье и благополучие. По традиции осенью, когда по погодным условиям прекращались военные действия боевитых латинян, к ней обращались за посредничеством в мольбе Юпитеру и Роме о благополучии Рима, а больные круглогодично (и не реже, чем Эскулапа) просили Салюту дать здоровье.
|
Casa della Fontana Grande в Помпеях |
В родных мне северных широтах лишь в теплое время года бьют фонтаны, названные так по имени
Фонта (Фонса) – божества источников, также позаимствованного римлянами у этрусков. Фонтаналии, праздники в его честь, отмечались ежегодно 13 октября, и цветочные венки, брошенные римлянами, качались в этот день на водах повсеместно. Примечательно, что этот праздник был популярен и у рабов, поскольку им дозволялось законом быть служителями культа Фонта.
Так что 13 октября в Древнем Риме, видимо, был условной датой межклассового консенсуса. А слово «консенсус», как и «консультация», «консилиум» хранит память о
Консе, древнеримском божестве собранного и упрятанного в подземные хранилища зерна. Они открывались дважды в год, 21 августа и 15 декабря, в праздник консуалий, сопровождавшийся состязаниями пастухов и возложением венков, то есть увенчанием, лошадей и мулов. Этот праздник в мифологии памятен еще и причиной упомянутого в начале статьи конфликта, из-за которого бился с Титом Тацием Ромул: похищением этим самым Ромулом женщин-сабинянок. Позднее из-за созвучности имени небожителя Конса со словом «совет» он стал почитаться как бог добрых советов.
|
Гонор. Изображение на древнеримской монете |
Восторженно произнося: «Гений!», мы не задумываемся о том, что у римлян он был первоначальным божеством, – основателем рода, а затем – богом мужской силы и способностей. День рождения римского гражданина отмечался как праздник в честь его
Гения , которому приносились бескровные жертвы (к слову сказать, божество первого крика ребенка и зарождения речи звалось
Ватикан). Свои Гении были у семей, городов, общин и целых народов. Иногда, правда, предполагалось, что их два: добрый и злой. Забавно: в латинском языке «гений» – слово женского рода.
В наше беспокойное время нередко звучит «маньяк», «мания», – необязательно в качестве диагноза, но и на бытовом уровне. Так вот, если у древних греков
Мания, воплощавшая неистовство и безумие, обрекала человека на самоуверенность, презрение к божественным и людским обычаям и традициям, вселяя бушующие непреодолимые страсти, то у римлян она была богиней подземного царства, и ее изображения вывешивали над входом в дом для его защиты.
Самым удивительным образом изменился смысл слова «гонор», которым сегодня характеризуется чванство, высокомерие, заносчивость и спесь. А ведь в античные времена это было именем римского бога заслуженной почести за доблесть и мужество.
Гонор – звучало гордо!
Наверняка кому-то есть что добавить к этому очень краткому обзору. Но цель его заключается не в демонстрации познаний, а в том, чтобы поделиться интересом к происхождению слов, дабы относиться к тому, что говорим и пишем, внимательнее и уважительнее.