Большинство из нас училось или учится в высших учебных заведениях – такова нынче мода и необходимость. Поэтому тема взаимоотношений студентов и преподавательского состава близка практически каждому. Мы уже говорили об идеальных чертах учителей, а теперь я предлагаю взглянуть на четыре типа взаимоотношений в треугольнике студент – преподаватель – администрация вуза. ... Большинство из нас училось или учится в высших учебных заведениях – такова нынче мода и необходимость. Поэтому тема взаимоотношений студентов и преподавательского состава близка практически каждому. Мы уже говорили об идеальных чертах учителей, а теперь я предлагаю взглянуть на четыре типа взаимоотношений в треугольнике студент – преподаватель – администрация вуза. ... Преподаватель за студента и против администрации. Это типичный представитель той группы работников вузов, который вызывает пламенную любовь своих подопечных, расплачиваясь за это не очень большим уважением со стороны коллег. Такой человек выбирает роль тренера студентов, готовящего их для борьбы с жесткими нормами и требованиями, выдвигаемыми сверху. Подобный образ преподавателя может складываться в нескольких ситуациях. Во-первых, им может стать молодой аспирант, еще недавно сидевший за студенческой скамьей и не желающий мгновенно переходить в лагерь носителей кнута и раздатчиков пряников. Во-вторых, сторону студентов в борьбе с начальством может занять человек, который скептически относится к учебному процессу – к примеру, если он доносит до подопечных один из бесполезных для их будущего предметов. В-третьих, эта модель поведения свойственна для некоторых профессоров, которые в своем статусе превзошли начальство – к примеру, имеют звание академика или степень MBA – и своим поведением показывают, что им нет разницы до позиций ректората или деканата. И четвертый тип преподавателей, играющих за студентов и против начальства, составляют те, кто просто изображает популизм, но на ученом совете с такой же легкостью начинает играть против студентов и за устои вуза. Представители всех названных типов готовы без особых уговоров отменять лекции, отпускать на перемену пораньше, сквозь пальцы смотрят на посещаемость и работу студентов, ставят незаслуженно высокие оценки на экзаменах... и довольно часто не оставляют после себя никакого следа в голове студента. Исключение – третий тип преподавателей, которые часто становятся самыми любимыми и самыми полезными из повстречавшихся в университете профессоров. Преподаватель против студента и за администрацию. Самый страшный вид, который вы можете повстречать в вузе. Им может стать и молодой карьерист, боящийся репрессий со стороны заведующего кафедрой, и выживший из ума девяностолетний профессор, не допускающий расслабленности на занятиях – в любом случае их ненавидят студенты и подшучивают собственные коллеги. Ежедневные контрольные, переклички на лекциях, докладные и жалобы в деканат, строжайшие экзамены – такой служитель образования является типичным судьей, который готов показать желтую или красную карточку за любой студенческий проступок. Преподаватель – союзник и администрации, и студентов. Очень редкий представитель популяции работников вузов, но самый лучший из своих коллег. Одновременно понимает, что действительно нужно знать студенту и как увязать это с образовательным стандартом. От такого преподавателя остаются приятные воспоминания, полезные знания и сожаление, что таких учителей очень мало. Преподаватель против всех. Первый тип таких людей составляют недовольные всем на свете (включая свою зарплату) люди, которые просто злятся на окружающих – и начальников, и студентов. Хмурые, жестокие, бесполезные в образовательном процессе. Второй тип – «преподаватель против всех, но за взятки». Ничему не учит, никаких требований стандартов не выполняет, но каждую сессию собирает коллекции портретов американских президентов. Единственный положительный момент у таких людей – что их не очень много.
Успешной учебы и побольше хороших преподавателей вам!
|