В статье о том, что такое латеральное мышление, мы уяснили, что оно привлекает интуицию и состоит из креатива, замешанного на инсайте и приправленного юмором. Обычно ум и чувства, логика и интуиция, т.е. «население» левого и правого полушария мозга, борются за приоритетные позиции и для того, чтобы они действовали сообща, нужны ...
дополнительные средства, среди которых юмор занимает не последнее место, а средой, в которой он органичнее всего вплетается в мыслетворчество, является игра.
Вот и попробуем освоить игры, помогающие активизации латерального мышления в интересах развития творческого потенциала.
Первое, что для этого необходимо, - избавление от ограничений, которые с накоплением жизненного опыта вырастают внутри человека невидимой, но прочной стеной. Можете наглядно убедиться в этом, решая головоломку: как соединить 9 точек на рисунке не более чем четырьми прямыми линиями, при этом не отрывая карандаш от бумаги?
Держу пари, если вы не решали раньше эту задачку, то приступив к ней, бессознательно начнете с построения ограничивающих условий. Самое распространенное: линии должны находиться в пределах квадрата, который весьма четко проступает в точечной картинке. Если же откинуть это представление, то получится... загляните в конец статьи и посмотрите.
Другой барьер: точки надо соединять через центр. Но пройдясь по их касательным и снова выйдя за пределы «квадрата», вы можете решить задачку, начертив зигзаг всего из трех линий!
Это не все самоограничения. Есть еще третье, четвертое... седьмое. Попробуйте найти и откинуть их самостоятельно. И улыбнитесь обретаемой свободе мысли.
Очень просты и забавны игры, в которых руки или ноги выполняют разные движения. Например, левая чертит в воздухе квадрат, а правая - круг. Или на двух листах бумаги одна рука изображает печатную букву, а другая - ту же, но письменную. Или разные буквы. Я еще не встречала человека, который хотя бы не улыбнулся, выполняя подобные задания (чаще всего - громко хохочут игроки).
Этот принцип, между прочим, издавна использовался в народных играх. Так, мои вепские бабушки развлекали младенцев с полугодовалого возраста тем, что усадив их на колени и напевая на ушко, обхватывали крохотные ладошки и «строили» из их пальчиков сначала одной, потом двух ручек колечки, смыкая попарно с большим все остальные (как на рисунке).
К полутора-двум годам малыши уже выполняли это движение сами по просьбе старших, которые помогали им, создавая ритмичный фон игры (пели, хлопали в ладоши, произносили считалочки), а после пяти лет справлялись с более сложным заданием: «собирать» колечки, пропуская звено в последовательности (то средние пальцы, то мизинцы, то указательные) по спонтанной команде.
Натренировавшись в ускоряющемся темпе, в школьном возрасте дети переходили к «высшему пилотажу»: левая рука перебирает колечки в прямой последовательности (начиная с пары «большой и указательный палец»), правая - в обратной (большой и мизинец), а затем и вовсе вразнобой.
«Колечки» могут использоваться и в групповых занятиях,
но о них мы подробнее поговорим в следующий раз.