Главная  |  RSS 2.0
Деньги  |  Бизнес  |  Культура  |  Здоровье  |  Красота  |  Мода  |  Наука  |  Интернет  |  Недвижимость  |  Туризм  |  Интересное  |  Полезное  |  Рецепты  |  Авто  |  Фильмы  |  Видео  |  Фото
Поиск по сайту:Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация


Новое на сайте
» «Каратэ-пацан»: Я бы каратистом стал, пусть меня научат?
Во-первых, Джейден Смит – это сын Уилла Смита, который выступает здесь не только в качестве папы, но и продюсера фильма. Во-вторых, «Каратэ-пацан» – это ремейк одноименной (переводимой у нас как ...

» Как бороться с плохим настроением?
Плохое настроение – у кого оно не бывает? Все мы с ним как-то боремся, и в большинстве случаев довольно успешно. Женщинам, наверное, проще жить на этом свете. Мы более мужчин подвержены перепадам ...

» Для чего ребенок показывает язык?
«Мой сын начал показывать язык. Он вроде бы и не дразнит меня. Не показывает его за спиной, всегда делает это в глаза. Беспокоит, что он уже большой пятилетний мальчик, должен понимать, что ...

» Семь врагов худеющих
Похудение требует не только хорошего настроя и бережного отношения к себе, но и осознанности. Поэтому я хотела бы рассказать вам о семи врагах худеющих, которые коварно строят нам ловушки на пути к ...

» Что смотреть в выходные 25-26 сентября?
По сравнению со шквалом кинопремьер первой половины сентября, среди которых, правда, смотреть, по большому счету, было нечего, эта кинонеделя обещает быть достаточно спокойной. На экраны российских ...



Архив новостей



» Чем советской власти слепые музыканты мешали?.. - Интересные факты
2-02-2010 | рубрика: Интересные факты | просмотров: 1885
Странствующие музыканты были неотъемлемой частью многих культур.
На Украине это были лирники и кобзари. Шли в кобзари и лирники, как правило, слепые, иногда и другие инвалиды и увечные.
Что мы о них знаем?

Кобза – многострунный щипковый инструмент. Лира тоже струнная, но у ...
Странствующие музыканты были неотъемлемой частью многих культур.
На Украине это были лирники и кобзари. Шли в кобзари и лирники, как правило, слепые, иногда и другие инвалиды и увечные.
Что мы о них знаем?

Кобза – многострунный щипковый инструмент. Лира тоже струнная, но у ...
нее есть клавиши и особое колечко, которое крутится ручкой и трется о струны. Кобзари традиционно исполняли «думы», а лирники больше стихи духовного содержания, хотя и «думы» тоже.

Кобзари и лирники, ведомые хлопцами-поводырями, ходили по городам и селам. В народе их называли «старцами» и «дедами». У Паустовского читаем:
…в те времена не только на базарах в маленьких городках, но и на улицах самого Киева часто встречались слепцы-лирники.
Они шли, держась за плечо босоногого маленького поводыря в посконной рубахе. В холщовой торбе у них за спиной были спрятаны хлеб, лук, соль в чистой тряпочке, а на груди висела лира. Она напоминала скрипку, но к ней были приделаны рукоятка и деревянный стержень с колесиком.
Лирник вертел рукоятку, колесико кружилось, терлось о струны, и они жужжали на разные лады, будто вокруг лирника гудели, аккомпанируя ему, добрые ручные шмели.
Лирники почти никогда не пели. Они говорили певучим речитативом свои думки, «псальмы» и песни. Потом замолкали, долго слушали, как жужжит-затихает лира, и, глядя перед собой незрячими глазами, просили милостыню.
Просили они ее совсем не так, как обыкновенные нищие. Я помню одного лирника в городе Черкассах. «Киньте грошик,- говорил он,- слепцу и хлопчику, потому что без того хлопчика слепец заплутается и не найдет дорогу после своей кончины в божий рай».
Я не помню ни одного базара, где бы не было лирника. Он сидел, прислонившись к пыльному тополю. Вокруг него теснились и вздыхали жалостливые бабы, бросали в деревянную миску позеленевшие медяки.


Кобза
Кобза
Будучи исполнителями текстов религиозно-морального содержания, они несли в народ защиту традиционной нравственности и старинных обычаев. В народе они считались «Божьими людьми», и обидеть слепого старца – было бы чудовищным грехом.

Пока не настало новое время с новыми понятиями…

«Уже с первых дней утверждения в Украине советской власти большевики устраивают за слепыми, беспомощными народными певцами настоящую охоту и расстреливают их на месте без суда и следствия. И все же кобзарскую проблему большевики таким способом не смогли решить – слишком много было тогда в Украине кобзарей и слишком любили их и уважали наши люди. Предупреждали, прятали, передавали из рук в руки как свое самое дорогое и самое святое духовное сокровище. И ЦК ВКП(б) в своей беспощадной борьбе с «кобзарским национализмом» решает изменить тактику, «спускает» на места аж четыре постановления: «О запрещении попрошайничества», «Об обязательной регистрации музыкальных инструментов в отделах милиции и НКВД», «Об утверждении репертуара в учреждениях НКО», «Положение об индивидуальной музыкально-исполнительской деятельности».(Николай ЛИТВИН "Зеркало недели" № 44).

Лира
Лира
Не способных к коллективному прославлению лирников комиссариаты образования и органы НКВД заставляли сочинять «песни» и «думы», восхваляющие советскую действительность. Эти «песни» и «думы» ничего общего с украинским народным творчеством не имели. Но это никого из власть предержащих не волновало.

Но многие из «нищенской братии», как только их ни заставляли и ни наказывали, не желали брать в свой репертуар подобные «думы», они, как и тысячу лет назад, путешествуя от села к селу, от города к городу, пели древние «невольничьи плачи», упрямо воскрешали из мертвых народную историческую память.
Тогда кому-то пришла в голову гениальная идея: собрать кобзарей и лирников как будто на съезд.

Было их триста тридцать семь. Доехали кобзари до Москвы, а из Москвы их направили в Сибирь. Довезли до какого-то неизвестного места, где за 150 км не было никакого жилья. А была уже зима, метель… Все без теплой одежды, обуви… Там все и остались, только Мотря Маловичиха с сыном смогли дойти до жилья, ходили, просили хлеба, и добрались обратно на Украину. (Кость ЧЕРЕМСЬКИЙ, на укр. яз.)
Мотря не могла позволить себе замерзнуть, с ней был сын…

Роберт Конквест, «Жатва скорби»:

«Популярная в народе национальная культура на протяжении веков поддерживалась в украинском селе бардами, воспетыми Шевченко кобзарями, которые, путешествуя от села к селу, зарабатывали на жизнь исполнением древних народных песен и пересказыванием народных баллад. Они постоянно напоминали крестьянам об их свободном и героическом прошлом. Это «нежелательное явление» теперь было подавлено. Кобзарей созвали на съезд и, собрав их там всех вместе, арестовали. По имеющимся в наличии сведениям, многих из них расстреляли - и в этом была своя логика, - потому что от них было мало пользы в лагерях принудительного труда».

В начале ХХ века только в Киевской губернии было 239 кобзарей и лирников, в Полтавской области известно было про 76 кобзарей, в Черниговской 25. Если учесть, что каждый кобзарь имел еще учеников, то можно сделать вывод о немалой численности народных музыкантов. А когда в 1939 году был созван «Первый республиканский совет кобзарей и лирников Украины», на него смогли собрать только 30 музыкантов. (Федір Лавров «Кобзарі». К., Мистецтво, 1980, стор. 42–45).

Pieter Bruegel the Elder. The Parable of the Blind. 1568. Oil on canvas
Pieter Bruegel the Elder. The Parable of the Blind. 1568. Oil on canvas
Вот и вся история. Остался нераскрытым только вопрос заголовка: чем же слепые музыканты мешали большевикам?

Вот как на него отвечает Д.Д. Шостакович.

По Украине, по ее дорогам испокон веков бродили певцы. Их там называли лирниками и бандуристами. Это были почти всегда слепцы. Почему именно слепые – вопрос особый. Я его сейчас касаться не стану. Скажу кратко – традиция. Важно, что это были люди слепые и беззащитные. Но никто их никогда не трогал. И не обижал. Обидеть слепого – что же может быть позорнее? И вот в середине 30-х годов на Украине объявили, что должен состояться Первый Всеукраинский съезд лирников и бандуристов. Дескать, надо всем народным певцам собраться вместе. И обсудить, что делать на будущее. И тогда «жить им станет лучше, жить им станет веселее», как Сталин сказал.
И слепые поверили. Со всей Украины из маленьких, всеми забытых сел приползли на свой Первый съезд. Сошлось их довольно много, – говорят, несколько сотен человек. Это был живой музей. Живая история страны. Все ее песни. Вся ее музыка и поэзия. А их почти всех расстреляли. Почти всех этих несчастных слепцов.
Зачем это сделали? К чему был этот садизм – резать слепых? А просто так. Чтобы не мешались под ногами. Тут великие дела делаются. Сплошная коллективизация прошла. Уничтожили кулачество как класс. И вдруг – какие-то слепцы. Ходят, поют песни подозрительного содержания. Песни цензуру не проходили. Да и потом – какая уж тут цензура, коли речь о слепом идет. Ведь слепому просмотренный и исправленный текст перед глазами не положишь. И приказ на бумажке ему не напишешь. Слепому все надо в устной форме внушать. А в устной форме – слишком долго. И бумажку к «делу» не подошьешь. А тут и так времени не хватает. Коллективизация. Механизация. Проще расстрелять. И расстреляли.


Шостакович говорил это в 70-е годы, книга Конквеста вышла в 1986. Подробностей про съезд кобзарей тогда узнать было неоткуда. Поэтому они пишут – расстреляли.
Но свидетельства, приведенные выше, показывают, что пули на слепых старцах бережливые большевики сэкономили.
Памятник репрессированным кобзарям (Харьков)
Памятник репрессированным кобзарям (Харьков)



Опрос
Оцените работу сайта

Полезный сайт
Неплохой сайт
Сойдет... но...
Видел и получше
Не понравился


Яндекс.Новости
» Fatal Error
Fatal Error: could not open XML input (http://news.yandex.ru/index.rss)



Главная страница  | Обратная связь
© 2006 - Digest-News.ru, все права защищены. Design by DLETemplates.
© 2006 - 2010 SoftNews Media Group All Rights Reserved, Powered by DataLife Engine.