11 ноября 1952 года в Беверли Хиллс, штат Калифорния, Джон Маллин и Уэйн Джонсон продемонстрировали своим коллегам первый видеопроигрыватель. Это был прообраз видеомагнитофона, который спустя почти четыре года представили на суд широкой публики Рей Долби, Чарльз Гинзберг и Чарльз Андерсон. Чудо техники было размером с добротный холодильник. Сразу же на ... 11 ноября 1952 года в Беверли Хиллс, штат Калифорния, Джон Маллин и Уэйн Джонсон продемонстрировали своим коллегам первый видеопроигрыватель. Это был прообраз видеомагнитофона, который спустя почти четыре года представили на суд широкой публики Рей Долби, Чарльз Гинзберг и Чарльз Андерсон. Чудо техники было размером с добротный холодильник. Сразу же на ... выставке компания Columbia Broadcasting System (CBS) заказала три таких видеомагнитофона, по 75 тысяч долларов каждый. Эта последняя дата, а именно 14 апреля 1956 года, почему-то и считается датой рождения видеомагнитофона. Сегодня я хочу восстановить историческую справедливость и рассказать об одном из отцов-изобретателей видеопроигрывателя Джоне (Джеке) Т. Малине, который прожил относительно долгую жизнь, родившись за год до начала Первой Мировой войны и почивши опять же за год до наступления XXI века – в 1999 году. Итак, с чего началась работа Джона по созданию видеопроигрывателя? До начала Второй Мировой войны он уже имел кое-какой опыт работы с электроникой, 29-летнему Маллину было поручено тщательно исследовать все, что удалось накопить немецким изобретателям в области звукозаписи и «живой» трансляции. Первое, что поразило американца по прибытии в Англию (в Германии находиться было рискованно) – что немцы имели возможность передавать выступление симфонического оркестра хоть всю ночь напролет, тогда как ВВС прекращала свои трансляции около полуночи, и затем следовал перерыв до утра. Джон был потрясен, ибо американские технологии начала и середины 40-х годов не позволяли так «консервировать» звук, чтобы он мог звучать с таким высоким качеством, как у немцев. Запись по длительности не превышала 15 минут и «жила» незначительный срок. А вот немецкая электроника заметно превосходила американскую. И поэтому Маллин поставил перед собой цель – докопаться до истины. Очевидно, он не был одним из самых выдающихся электронщиков своего времени, во всяком случае, добраться до «святая святых» центра по разработкам новой электронной техники ему так и не довелось, когда союзные войска были в Берлине, Маллина откомандировали всего-навсего в… Париж. И только после завершения войны в Европе Джон оказался во Франкфурте-на Майне, где немцы когда-то проводили эксперименты с применением высокочастотной энергии в качестве средства для глушения двигателей самолета в полете. А уже в 1946 году будущий изобретатель видеопроигрывателя отправил из Германии в США пару образцов современных немецких магнитофонов. Причем, чтобы «железки» дошли без происшествий, ему пришлось разобрать технику на мелкие блоки и отправлять по частям. Спустя некоторое время в апреле 1948 года были смоделированы два первых аппарата, позволяющие делать длительные устойчивые записи. Чуть позже к Маллину присоединился Уэйн Джонсон, с которым они шаг за шагом продвигались к намеченной цели. И как уже было сказано выше, спустя четыре с половиной года состоялась первая демонстрация видеопроигрывателя. Так как работы носили засекреченный характер и были рассчитаны (по крайней мере на первом этапе) для применения в военных целях, первый показ не был официально прорекламирован, военным очень не хотелось светиться. Вот почему «пальма первенства» в 1956 году была отдана другим… Основной проблемой при записи телевизионного сигнала является занимаемая этим сигналом широкая полоса частот, которая в сотни раз шире звукового. И при высокой скорости ленты долгое время не удавалось «зафиксировать» телевизионный сигнал. Как раз первым это удалось сделать Маллину и Джонсону… Нельзя не сказать и о разработках советских ученых. Они работали практически параллельно с американцами и уже в 1958 году во ВНИИ звукозаписи начали вести исследования по записи телевизионных сигналов на магнитную ленту. Работа продолжалась около двух лет и завершилась созданием экспериментального видеомагнитофона, на котором запись производилась с помощью четырех магнитных головок, закрепленных на периферии диска, вращающегося со скоростью 15 000 об/мин. А 21 февраля 1960 года Центральное телевидение СССР впервые передало в эфир экспериментальную программу, записанную на видеомагнитофоне. Сначала был показан в прямом эфире небольшой концерт. По окончании прямой трансляции этот же концерт был повторен в эфире в записи. Это и стало началом видеомагнитофонной эры в нашей стране. Остается сказать, что назывался первый отечественный видеомагнитофон – «Кадр-1». Промышленное производство видеомагнитофонов «Кадр-1» было запущено в 1964 году на Новосибирском заводе точного машиностроения (НЗТМ). Этот оборонный завод имел некоторый опыт в производстве аппаратуры магнитной записи, выпуская самые популярные в то время бытовые магнитофоны «Мелодия» и «Комета». Первыми видеомагнитофонами оборудовались телестудии. К массовым покупателям первые бытовые записывающие видеомагнитофоны хлынули с прилавков магазинов спустя еще пять лет – 7 июня 1969 года. Естественно, в Японии. А в СССР они начали поступать в конце 80-х годов. Сначала в магазины «Березка» за чеки. Прекрасно помню, что в 1988 году во Владивостоке видеомагнитофон предлагался по цене равной полутора автомобилей «Волга». Правда, мой знакомый привез себе «видак» не из Японии, а из Италии, в апреле 1989 года.
Сегодня ажиотаж на видеомагнитофоны пошел на убыль, теперь это такой же атрибут дома, как и стиральная машинка. А Джон Маллин так и не стал миллионером. Он творил не ради славы и денег. Он был одержим собственно творчеством…
|