13 ноября 1997 года остановилось сердце замечательной женщины, которая навсегда осталась в памяти советских людей не только как выдающаяся актриса, очаровательная и приветливая женщина, но и мама великого советского актера Андрея Миронова. Марии Владимировне шел 87-ой год. К сожалению, из самых близких ей людей остались только две внучки, две Маши ... 13 ноября 1997 года остановилось сердце замечательной женщины, которая навсегда осталась в памяти советских людей не только как выдающаяся актриса, очаровательная и приветливая женщина, но и мама великого советского актера Андрея Миронова. Марии Владимировне шел 87-ой год. К сожалению, из самых близких ей людей остались только две внучки, две Маши ... – Миронова и Голубкина, родная и приемная. За всю свою долгую жизнь Мария Владимировна не один пуд соли съела с друзьями, пользовалась уважением коллег по театру и съемочным площадкам, а их дуэт с Александром Менакером долгие годы пользовался поистине всенародной любовью. Люди тянулись к ней, потому что она излучала любовь, внимание и понимание. Чем же брала за душу Мария Владимировна? Я решил выделить несколько секретов, которые помогали Мироновой по жизни. Думаю, ее пример – наука для нынешнего поколения. Во всяком случае, эти секреты всегда можно взять на вооружение. Секрет первый – настойчивость. Миронова всегда ясно осознавала, что она хочет от жизни, и как к этому прийти. Причем заложилась эта черта характера еще в глубоком детстве, когда Маруся твердо решила стать артисткой. Верилось в такую перспективу с большим трудом, потому что девочку преследовал синдром сцены: как только она оказывалась перед зрителями, слова пьесы, стихотворения напрочь «выветривались». И все-таки она не отступилась, и еще во время учебы в школе поступила в театральное училище им. Луначарского. Именно в этом учебном заведении и раскрылся талант Мироновой. Секрет второй – отсутствие боязни показаться смешной. Часто бывает, что человек, который пытается найти себя на сцене, боится показаться смешным. Он пытается «выбить» себе исключительно серьезные роли, старается много философствовать, чтобы показаться умным и тем самым завоевать любовь у зрителя. Миронова смело начала с того, что нашла сценический образ девушки Капы, по большому счету недотепы и растеряши. Но эти два недостатка она компенсировала природной сообразительностью, живым умом, и тем самым импонировала зрителям. И в других юмористических номерах она играла такие же комические роли, справедливо полагая, что смех – один из самых коротких путей к сердцу каждого, кто пришел в театр расслабиться. Секрет третий – решительность. Роман Марии и Александра Менакера развивался очень бурно. Судьба свела их на сцене, когда ей было 29 лет, а ему – 26. Каждый из них находился в браке и, на первый взгляд, не испытывал никакого желания что-то ломать. Но любовь выскочила на них такая же яростная, как описывается в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Только в отличие от булгаковской героини, Мария оказалась куда более решительной. На четвертый день знакомства Менакер проснулся от скрипа пера и увидел, что Миронова что-то старательно выводит на листе. Он поинтересовался, что же она делает? «Сообщаю мужу о разводе, – не отрываясь от письма, сказала Мария, – и вам советую сделать то же самое, сообщить своей супруге о разрыве... Секрет четвертый – никуда никогда не спешить. Московская жизнь в любые времена, а тем более в ХХ веке, всегда отличалась особой суетой. Не изменились москвичи и сейчас. В этой суете и поспешности очень легко упустить главное, разминуться с тем, что может изменить русло судьбы. А Миронова никогда никуда не спешила, она явно брала пример со своего отца, который неплохо разбирался в живописи, музыке, театре, много читал. И главное – везде успевал. Казалось, даже тайфун или Всемирный потоп не смогут выбить Марию Владимировну из привычного ритма жизни. Помимо всего прочего такой «дисциплинированностью» она сэкономила для себя очень много нервных клеток, и, соответственно, здоровья. Секрет пятый – семья на первом месте. Сегодня в это трудно поверить, но Мария Владимировна относилась к той плеяде артистов старой «закваски», которые стремились как можно больше времени уделять не только своему второму дому – театру, но, в первую очередь, семье. Сын Андрей, который родился 8 марта 1941 года, вырос не на руках бабушек и дедушек, а у нее на глазах. Ради этого она никогда не работала летом, посвящая все это время общению с сыном. И по два-три концерта в день не давала, как нынешние «звездочки» и «звездули». И как результат – ее сын, Андрюша, до самой своей смерти с большим почтением и любовью относился к матери, старался не тревожить ее по пустякам, беречь... Секрет шестой – не делать культа из денег. Семья Мироновой-Менакера никогда не считалась и не была богатой. И не потому, что раньше актерам платили сущие копейки. Просто ни Мария Владимировна, ни Александр Семенович никогда не делали культа из денег. Есть они – хорошо, нет – ничего страшного, как-нибудь выкрутимся. А когда «лишние» деньги все-таки появлялись, Мария Владимировна любила собирать друзей. Ради кого-то она была готова пожертвовать всем, и часто говорила, что лучше есть торт с друзьями, чем ... Секрет седьмой – говорить правду в глаза. Это очень нелегко – говорить правду в глаза. Этот редкий дар присущ только тем людям, которые чувствуют громадную уверенность в себе, своих силах, друзьях. И хотя далеко не все могут принимать критику в лицо, но лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Зато о том, что критика – очень острое оружие, Мария Владимировна помнила постоянно. И без нужды никого не критиковала – только за дело. Она всегда воспитывала в себе, культивировала как самый заботливый садовник – самоуважение. И учила этому других...
Эти секреты можно перечислять долго. Но если и для кого-то из нас они станут смыслом жизни – значит, жизнь Марии Владимировны Мироновой прожита не зря...
|