Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа… У каждого человека имя Александра Сергеевича Пушкина вызывает разные ассоциации. Сказочник, лирик, прозаик… В детстве мы с удовольствием открывали мир его сказок. Нам было жалко старика, над которым издевалась старуха. Мы восхищались Царевной ...Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа… У каждого человека имя Александра Сергеевича Пушкина вызывает разные ассоциации. Сказочник, лирик, прозаик… В детстве мы с удовольствием открывали мир его сказок. Нам было жалко старика, над которым издевалась старуха. Мы восхищались Царевной ... Лебедь. Вместе с комаром летели в царство славного Салтана, а с королевичем Елисеем отправлялись на поиски его невесты. Со сказками Пушкина мы впитывали русский дух, начинали свое знакомство с Русью, ее историей, обычаями. Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Позже мы узнавали, что сюжеты для своих сказок Александр Сергеевич брал из русских народных сказок, которые ему рассказывала няня. Перед нашими глазами вставал образ «подруги дней моих суровых» – образ Арины Родионовны. Она напоминала нам заботливую бабушку. Арина Родионовна была рядом с Пушкиным и тогда, когда он вырос. Она сопровождала поэта в ссылке, разделяя его одиночество долгими зимними вечерами. Так и представляешь, как Арина Родионовна, сидя у свечи, рассказывает очередную сказку Александру Сергеевичу. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. С возрастом расширялся наш кругозор. Мы узнавали Пушкина с другой стороны – поэт, лирик. Нам хотелось открыть «сомкнуты негой взоры» и мчаться «на поля пустые, леса, недавно столь густые», но приходилось сидеть за партой, ожидая звонка с урока. Каждое стихотворение пробуждало гамму чувств. Мы сопереживали Пушкину, который вынужден был жить в ссылке, вдали от друзей, вечерами слушать бури завыванье. До сих пор воспоминания о первой любви оживают, стоит лишь услышать пушкинские строки «Я помню чудное мгновенье». Нас не могли не очаровать барышня-крестьянка, Татьяна Ларина, Дубровский. Фраза «Не бойтесь, Маша, я – Дубровский» служила поводом для улыбки. А. С. Пушкин продолжал вводить нас в историю России. На восстание Пугачева мы смотрели глазами Гринева, а на Полтавскую битву – глазами Мазепы. Шаг за шагом мы изучали свою Родину и не только по учебнику истории, но и по произведениям А. С. Пушкина. Возможно, благодаря его творчеству Россию умом нельзя понять. Надо уметь чувствовать русский дух. Этому мы учились, изучая творчество поэта. К нему мы обращаемся вновь и вновь, восхищаясь красотой поэзии Александра Сергеевича или читая сказки своим детям.
В последнее время на смену героям из сказок Пушкина пришли новые персонажи. Дети вместе с Гарри Поттером ищут «философский камень», «кубок огня». Они с нетерпением ждут, когда появится продолжение истории, читая приключения Тани Гроттер… Жаль, что даже люди, считающие себя культурными, порой высказываются за сокращение школьной программы за счет произведений А. С. Пушкина. Это отдаляет наших детей от истоков русской поэзии. Круг чтения во многом определяет будущее детей. От того, что читают наши дети, зависит, какими они вырастут: Иванами, не помнящими родства, или Иванами-царевичами.
|