Зачем столпились у дверей
Недетской памяти моей
Слепые загнанные люди...
Огонь сжирал десятки судеб,
Но разве появился тот,
Кто на себя всё зло возьмёт? Эти стихи вошли в сборник «Черновик», который был издан в 1984 году, ...
когда маленькой поэтессе было 9 лет. Вступительное слово к этой книге написал Евгений Евтушенко. Но обо всём по порядку.
Ника Георгиевна Турбина родилась 17 декабря 1974 года в Ялте. В 4 года она из-за астмы не спала по ночам. Дежурившие у постели мама и бабушка начали замечать, что Ника говорит стихами. Она просила их записывать. Сама девочка говорила, что как будто другой человек говорит через неё. Некоторые считали, что стихи пишет не Ника, а кто-то взрослый, некоторые же видели в ней дух какого-нибудь умершего поэта…
|
Юная поэтесса с недетским взглядом |
Через какое-то время накопилось достаточно много стихов. В ялтинском доме дедушки Ники Анатолия Никаноркина, известного крымского писателя, собирались литераторы, приезжавшие из Москвы на отдых. Мама Ники просила их помочь напечатать дочкины стихи в столице. Друзья возражали, что психика у ребёнка ещё не окрепла, а мировоззрение уже такое мрачное… Но вскоре в центральных изданиях появляются стихи Ники.
После первого сборника стихов, который был переведён на 12 языков, начались гастроли по всему миру. Она выходила на сцену перед огромными залами, маленький серьёзный ребёнок, читающий недетские стихи. В 1985 году в Венеции Нике вручили престижную поэтическую премию – «Золотого льва», которой до неё из советских поэтов была удостоена только Анна Ахматова. Чтобы проверить, золотой ли лев на самом деле, Ника тут же отколотила ему лапы – лев был гипсовым.
Спустя некоторое время мама Ники, Майя Анатольевна, выходит замуж во второй раз. Рождается Маша. В семье начинаются конфликты, Ника ревнует к маленькой сестре и требует внимания. Её отправляют учиться в Москву. По другой версии, Ника сама уходит из дома. В 16 лет Ника уезжает учиться в Швейцарию. Её пригласил 76-летний швейцарский профессор, который уже давно приметил девочку. Ника выходит за него замуж, но от скуки начинает пить, и в 19 лет возвращается в Москву. Она уже давно не выступала на публике.
В 1994 году в Московский институт культуры Нику приняли без экзаменов. Курс вела Алёна Галич, ставшая её любимой учительницей и близкой подругой. В дальнейшем она не один раз выручала Нику в разных ситуациях. Но отучить её от пагубной привычки – выпивки – Алёна Галич так и не смогла. В ночь с 13 на 14 мая 1997 года Ника Турбина бросилась из окна пятого этажа, сломав себе позвоночник, оба предплечья и разбив тазовые кости.
После этого случая Алёна Галич твёрдо решила организовать Нике серьёзное лечение. Ещё в детстве, когда Нику возили по всему миру, американские врачи говорили, что при такой нагрузке ребёнку необходимы консультации психолога. Но в СССР это считалось ненужной роскошью. Когда Галич смогла договориться с американской клиникой, мама неожиданно увезла Нику в Ялту. Там у неё случились припадки, было и посещение психиатрической лечебницы…
Ника не любила жить одна. Вернувшись в Москву, она жила с Сашей, актёром одного из московских театров. Он тоже много пил. 11 мая 2002 года они были в гостях у подруги Инны. В какой-то момент Ника осталась одна, ожидая возвращения друзей. Она сидела на подоконнике, свесив ноги. Говорят, она упала случайно и даже звала на помощь. Но второе падение с пятого этажа оказалось смертельным.
Кремацией распоряжался Саша. В последний путь Нику, при жизни так боявшуюся одиночества, сопровождали семья Алёны Галич и какие-то люди бомжеватого вида. Чтобы Нику отпели, милиция дала письменное подтверждение о том, что её гибель не была самоубийством. Алёна Галич добилась, чтобы прах её ученицы захоронили на Ваганьковском кладбище.
Ещё ребёнком Ника Турбина писала:
Я – полынь-трава,
Горечь на губах,
Горечь на словах,
Я – полынь-трава...
И над степью стон.
Ветром окружён,
Тонок стебелёк,
Переломлен он...
Болью рождена
Горькая слеза.
В землю упадёт –
Я – полынь-трава…