Довольно регулярно заводят речь о том, что необходимо, мол, ввести оценку статей по нескольким показателям. Актуальность темы, степень ее раскрытия, эффектность заголовка, грамотность, стиль, а также всякие «эфемерности» – наличие или отсутствие «огонька», «задора» и «блеска». Обсуждение вспыхивает – и гаснет от аргументов «против». И тема ...Довольно регулярно заводят речь о том, что необходимо, мол, ввести оценку статей по нескольким показателям. Актуальность темы, степень ее раскрытия, эффектность заголовка, грамотность, стиль, а также всякие «эфемерности» – наличие или отсутствие «огонька», «задора» и «блеска». Обсуждение вспыхивает – и гаснет от аргументов «против». И тема ... уходит «в архив» – до того момента, когда очередной неравнодушный человек в очередной раз не подумает о том, как несправедливо за все в статье ставить одну-единственную оценку. Меж тем есть иной путь наращивания справедливости, нежели усложнение системы оценки. И проще, и выгоднее для всех – усвоить навык грамотного чтения. Тогда пресловутые единицы и пятерки обретут новый смысл и ценность. Попробуем проанализировать отношения читателя с текстом и найти приемлемую схему чтения. К той или иной статье на «Школе Жизни» вы приходите по одной из нескольких причин: 1) вас привлек заголовок, 2) вас привлекло имя автора, 3) вас интересует тема. В любом случае читать текст лучше не в один прием. Полезнее будет и для вас, и для автора, если сначала вы бегло просмотрите статью, оцените ее «по одежке». Эта «пробежка» определит для вас – стоит ли вообще тратить время на текст. В целом метод можно назвать скринингом. I. Скрининг текстов При беглом, «просеивающем» просмотре текстов вы отмечаете следующее: 1) оцениваете соответствие оформления правилам. Текст, как многие знают, должен быть разбит на абзацы, отделенные друг от друга пробельной строкой. Абзацы не должны быть большими, оптимальный размер – 2-3-4 предложения. Запятые, точки, вопросительные и восклицательные знаки, двоеточия, многоточия, точки с запятой, закрывающиеся скобки и кавычки ставятся без пробелов слева; у открывающихся скобок, кавычек не должно быть пробелов справа. 2) оцениваете грамотность автора и текста. Некоторым людям при первом взгляде на текст становится противно от обилия орфографических ошибок. Такие либо сразу ставят двойку и уходят от текста, либо оставляют гневный комментарий на этот счет. Главное – они перестают быть читателями этого текста и, скорее всего, этого автора. Грамотным быть – надо. Без ссылок на нехватку времени, на то, что пальцы на клавиши не попадают. Если автор выкладывает изобилующий орфографическими ошибками текст - он свидетельствует этим свое неуважение к читателям. 3) оцениваете структурирование текста. Даже при беглом просмотре становится очевидным: в тексте есть введение, развернутая основная часть, заключение. Или – всего этого нет, и так называемая статья – просто некая реплика на некую тему, зарисовка. Имея в виду эти три пункта, вы уже можете сформировать свое отношение к тексту. И – сформулировать его в комментарии. Даже если этот комментарий будет кратким, вроде: «Разбейте текст на абзацы», «Вычитайте текст, прежде чем выкладывать на сайт» – автор уже должен быть вам, читателю, благодарен. Поскольку для автора, особенно начинающего, такие советы носят характер конкретный и помогают быстро усвоить правила, которые он, возможно, и читал, но как теорию – не воспринял. Поставить оценку на основании такого поверхностного знакомства, конечно, можно. Однако оценку поставить – не главное. Главное – сделать вывод: достоин ли этот текст вашего пристального внимания? Будет лучше, если вы, при всех недостатках текста, найдете в себе силы перечитать его еще раз – внимательнее. Во-первых, вы можете там обнаружить сведения, для вас новые и интересные. Во-вторых – потренируете лишний раз себя в овладении читательским мастерством. II. Уточнение диагноза Повторное чтение – внимательное и вдумчивое. Теперь вы сможете полноценно воспринять текст, оценить стиль автора, актуальность темы и степень ее раскрытия, четкость и красоту аргументации (или – отсутствие всего этого), степень готовности текста. Комментарии по этим направлениям будут, возможно, не столь четко сформулированы. Нефилологам трудно изъясняться на специальном языке, да и читателям сложно порой ориентироваться в терминологии. Но несложно ведь заметить и указать стилевую чересполосицу, неправильное употребление слов, недостаточность аргументации, использование в качестве источника информации сомнительных и противоречивых данных. Конечно, именно такие комментарии могут вызвать у автора в качестве реакции отнюдь не благодарность. Но уже дело автора – воспринимать критику конструктивно или обидеться насмерть.
В начале статьи я писала, что грамотный подход к чтению чужих статей – проще и выгоднее. Выгода в том, что читатель, совершенствуя навыки чтения и анализа чужого текста, не только наращивает свою эрудицию, но исподволь начинает более требовательно относиться к текстам собственным. По сути, он воспитывает в себе редактора.
|