Техника и дерево. Сегодня такое словосочетание кому-то покажется бессмысленным, кто-то скажет – да, когда-то дерево обширно применялось в технике, но теперь его полностью вытеснили металлы, пластмасса, резина и всевозможные полимеры или, к примеру, углеродное волокно, которое многие называют «карбоном», хотя карбон - это углерод в чистом виде. И хорошо, потому ... Техника и дерево. Сегодня такое словосочетание кому-то покажется бессмысленным, кто-то скажет – да, когда-то дерево обширно применялось в технике, но теперь его полностью вытеснили металлы, пластмасса, резина и всевозможные полимеры или, к примеру, углеродное волокно, которое многие называют «карбоном», хотя карбон - это углерод в чистом виде. И хорошо, потому ... что если бы дерево осталось основным материалом для изготовления всего, что обеспечивает наши повседневные нужды, то мы не смогли бы ездить на природу, поскольку этой «природы» мы бы просто не нашли, сколько бы ни ехали. Ведь «природа» в нашем представлении – во всяком случае, как место для отдыха – это лес, или роща. А в пустыню ехать неинтересно, если нет возможности передохнуть в оазисе. Но еще не так давно дерево имело сильные позиции в технике. А когда-то из металла делались лишь гвозди да скрепляющие скобы. Леонардо да Винчи все свои модели делал из дерева, кожи и просмоленной парусины – а что ему оставалось делать? И тем не менее все его идеи оказались безошибочными. К сожалению, ему не удалось доказать своим высокопоставленным современникам работоспособность своих причудливых конструкций. И полетать на своем «винтокрыле»… Из дерева выполнялись довольно сложные механизмы. Зайдите внутрь ветряной или водяной мельницы – и увидите, что водяное колесо или крылья ветряка приводят в действие целую систему колес, вырубленных и сколоченных из дерева. Оси – здоровенные бревна. Только жернова каменные. Телеги тоже делали из дерева. И, когда решили обойтись без лошадей, дерево не удалось отправить в отставку. Капитан французской артиллерии Жозеф Николя Кюньо соорудил из дерева всю ходовую часть своего артиллерийского тягача с паровым приводом. Посетителей Парижской Conservatoire des Arts et Metiers по сей день поражает эта примитивная конструкция из толстенных, грубо отесанных брусьев. Зигфрид Маркус тоже установил свой газовый двигатель на довольно-таки грубо сколоченную деревянную тележку. Из дерева была изготовлена практически вся ходовая часть автомобилей Делямар-Дебутвилля, Этьена Ленуара, мотоцикла Даймлера и Майбаха. Автомобили раннего, «пионерского», периода в основном создавались путем установки мотора на подвернувшуюся под руку коляску. И, соответственно, имели деревянную раму и деревянный же каркас кузова, обшитый жестью. И деревянные колеса. Затем форма самодвижущихся экипажей стала видоизменяться, но изготовлялись они все теми же методами. Кузова долгое время сохраняли каретную форму, например, кузова Bugatti typ 44 и typ 41 Royale с виду – настоящие кареты. Иногда деревянный каркас обтягивали кожей или тканью – получался кузов типа Weymann, по фамилии мастера, известного изготовлением таких кузовов. Такой кузов часто можно было встретить на машинах марки Hispano-Suiza или на американских Stutz – машинах весьма дорогих и престижных. Деревянные колеса «артиллерийского» типа были в ходу до начала 30-х годов. Пойдите в музей – и вы увидите статные Rolls-Royce, Daimler и Packard, гоночные Pierce-Arrow, American La France и Gobron-Brillie с 15-литровыми моторами, компрессорные Mercedes, скромные фермерские Ford, Studebacker и R.E.O. – все на деревянных колёсах. У мощной Itala, на которой князь Сципионе Боргезе ехал из Пекина в Париж в основном через Сибирь, были такие колёса. На бескрайних российских просторах одно из колес не выдержало и рассыпалось. На помощь пришли бородатые мужики – и с новым колесом итальянец благополучно добрался до Парижа. Itala находится теперь в музее имени Карло Бискаретти ди Руффиа, и стенд, на котором она стоит, украшен фотографией тех самых мужиков в бараньих шапках.
|