В 2004 г. решением Архиерейского собора Русской православной церкви праведный воин Феодор (адмирал Федор Федорович Ушаков) был причислен к лику общецерковных святых и включен в Месяцеслов (память 23 июля/5 августа и 2/15 октября).
Процесс канонизации начался значительно раньше, еще в 2001 г. Ушаков был причислен к ...
лику праведных местночтимых святых Саранской епархии. Похоже, что тогда церковь просто не ожидала реакции флотского руководства, последовавшей на это локальное событие. Причисление Ушакова к лику местночтимых святых вышло за рамки церковного обряда. На торжества, связанные с канонизацией адмирала, в Санаксарский монастырь в Мордовию приехали руководители ВМФ России и Украины, командующие флотами, государственные чиновники, делегация из Греции и около 6 тысяч паломников.
Необычен был состоявшийся тогда крестный ход. Оркестр ВМФ встретил раку с мощами Ушакова военными маршами. Шествие возглавляли морские офицеры с андреевскими флагами. Раку несли адмиралы. Почетный караул составляли матросы и кадеты. Был дан салют из карабинов. Оркестр исполнил Государственный гимн России. Церковный обряд превратился в своеобразный военно-морской праздник.
В 2001 г. церковь и ВМФ предусмотрели комплекс мероприятий по прославлению святого адмирала. Была составлена особая служба святому праведному Феодору, написаны иконы, создано житие, к небольшому монастырю началось паломничество, в Саранске заложили кафедральный собор в честь святого Федора Ушакова, а во многих местах, особенно связанных с флотом, освятили или начали строительство посвященных ему церквей и часовен.
|
Святой праведный воин Феодор |
С особым торжеством обретение своего святого покровителя отметили в ВМФ России. На флотах прошли крестные ходы. Причем, в крестный поход по Черному морю с мощами святого адмирала и его иконами совместно вышли десантные корабли Черноморского флота России и ВМС Украины «Ямал» и «Константин Ольшанский». Теперь на кораблях, в частях и соединениях ВМФ икону с изображение первого отечественного «военно-морского» святого можно увидеть и в матросском кубрике, и в кабинете главкома. На флоте считают, что почитание «своего» святого способствует улучшению морального климата в коллективах и ведет к их сплочению. Правда, о серьезных аналитических исследованиях, подтверждающих это, ВМФ пока не сообщало.
Широкое почитание нового святого началось не только в РПЦ, в епархии которой еще до общецерковной канонизации было передано около 570 частиц мощей праведного воина Феодора. Святые мощи запрашивали также Грузинская, Чешских Земель и Словакии, Элладская православные церкви и Русская зарубежная православная церковь.
О морской службе и заслугах адмирала Ушакова широко известно, имеется обширная литература, сняты художественный и документальные фильмы. Не обошлось и без определенной мифологизации, что простительно по отношению к великому человеку. В значительно меньшей степени отражены последние годы его жизни, которые и дали повод к канонизации. Думаю, что и неверующему человеку будет интересно узнать о них.
В житии рассказывается, что, отдав всю жизнь службе, Федор Ушаков никогда не имел ни семьи, ни детей, а это является одним из правил монашеской жизни. После отставки он поселился в тихой деревушке Алексеевка Темниковского района Мордовии. Сохранилось свидетельство тогдашнего настоятеля Санаксарского монастыря иеромонаха Нафанаила: «Адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители в Великий пост живал в монастыре, в келии для своего пощения и приготовления к Святым Тайнам по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неопустительно и слушал благоговейно; по временам жертвовал от усердия своего обители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения».
В Отечественную войну 1812 года местное дворянство избрало Ушакова начальником тамбовского ополчения. Но здоровье не позволило ему принять эту почетную обязанность. «С отличным усердием и ревностию желал бы я принять на себя сию должность и служить Отечеству, но с крайним сожалением за болезнью и великой слабостью здоровья принять ее на себя и исполнить никак не в состоянии и не могу» - отвечал адмирал губернскому дворянству. Но от дел, связанных с отпором врагу, он не отошел. Дал деньги на устройство госпиталя для раненых, внес две тысячи рублей на формирование Тамбовского пехотного полка. Все, что имел, отдавал он «на воспомоществование ближним, страждущим от разорения злобствующего врага» – отмечено в житии.
К нему приезжали не только крестьяне окрестных деревень и жители города Темникова, но и из отдаленных мест. Со страдальцами, лишившимися имуществ, делился он тем, что имел; обремененных скорбию и унынием утешал непоколебимою надеждой на благость Небесного Промысла. «Не отчаивайтесь! - говорил он. - Сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к Престолу восторжествуют. Мне немного остается жить; не страшусь смерти, желаю только увидеть новую славу любезного Отечества!»
Остаток дней своих, по словам иеромонаха Нафанаила, адмирал провел «крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви 1817 года октября 2-го дня и погребен по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же».
Отпевали Федора Федоровича в Спасо-Преображенской церкви города Темникова. Когда гроб с телом усопшего адмирала при большом стечении народа был вынесен на руках из города, его хотели положить на подводу, но народ продолжал нести его до самой Санаксарской обители.
В послереволюционные годы Санаксарский монастырь закрыли. Часовню, выстроенную над могилой адмирала, разрушили. В годы Великой Отечественной войны был учрежден орден его имени и возник вопрос о месте погребения адмирала. Была создана государственная комиссия, которая произвела вскрытие могилы адмирала на территории монастыря у стены соборного храма. Останки оказались нетленны, что было зафиксировано в соответствующем документе комиссии. По мнению Священного синода, данный факт является доказательством святости человека.
Могила адмирала была восстановлена и вместе с остатками монастырского комплекса взята под охрану государства. Так и после своей смерти Ушаков послужил, хоть и частичному, сохранению монастыря, который в 1991 году был возвращен Русской православной церкви.
Причисление адмирала Ушакова к лику общецерковных святых создало прецедент, и в военных кругах стали высказываться о желательности канонизации и Александра Суворова.