Есть в школах Нижегородской области замечательный курс – «Гражданское образование в начальных классах», который создали и предложили преподаватели НИРО (С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина). В 1999 году был разработан учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя. С тех пор прошло почти десять лет, а обучающий курс не ... Есть в школах Нижегородской области замечательный курс – «Гражданское образование в начальных классах», который создали и предложили преподаватели НИРО (С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина). В 1999 году был разработан учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя. С тех пор прошло почти десять лет, а обучающий курс не ... утратил своей актуальности, привлекательности и по сей день. Несколько лет назад я вела второй класс. Детально ознакомившись с методическими рекомендациями, я пришла к выводу, что авторы предоставили учителю прекрасное пособие, где подробно расписаны все уроки, дано много дополнительных сведений: исторические факты, сказки, стихи, игры, частушки, загадки, пословицы… Обращаюсь к завучу школы с просьбой о том, что мне нужен для таких уроков наглядный материал. Бедная женщина повздыхала, посетовала на бедность, скудность иллюстративного обеспечения школ и предложила с десяток репродукций. Мне, извините, волком хотелось выть от своего бессилия, оттого, что я не могу преподнести детям такой благодатный материал должным образом. Конечно, я ходила в библиотеки и собирала всё, что можно и где можно, но лично меня такие уроки не устраивали… Но всему своё время. И вот я на курсах в нашем славном НИРО (обучение на компьютере). Курсы вёл Дмитрий Сергеевич Кашканов, дай Бог ему здоровья! Тут-то я и узнала, что есть такой вид слайдового показа, как презентация. Оказывается, эту самую презентацию можно делать на любую тему, снабжать любыми иллюстрациями и даже эффектами анимации! Мало того, я научилась делать «это» сама! Какое-то время я корпела над усовершенствованием знаний в этой области, но не святые горшки обжигают – научилась! Эврика! Всё гениальное просто! Теперь я могу применить свои знания на практике и показать детям совершенно новые, яркие, красочные, насыщенные, динамичные, интересные уроки! Я выбрала два предмета: естествознание и гражданское образование, так как считаю, что эти уроки особенно нуждаются в наглядно-иллюстративном материале. Об уроках по естествознанию умолчу намеренно, не всё сразу. В школе, где я славно трудилась, не было мультимедийной установки, но я всё равно начала работу по тематическим презентациям в надежде, что на образование в нашей стране начали оглядываться, и школы района пополняются новинками техники. Но судьба играет человеком… Новый учёбный год у порога, и я на пороге новой школы. В Вадской начальной школе оказался и свободный класс, и компьютер, и мультимедийная установка, и руководители с прогрессивными взглядами, на моё счастье. Первые презентации есть, согласно учебному тематическому плану, во 2-м классе, и я с нетерпением жду встречи с учениками. Но первые уроки показали, что я делаю наглядно-иллюстративное приложение не совсем правильно. Как тут не вспомнить поговорку «На ошибках учатся». В своих первых презентациях я прибегала к анимационным эффектам: на экране предметы и буквы крутились, вертелись, уплывали, заплывали… Вывод: это недопустимо на уроках! Отвлекает внимание детей, занимает много времени. Мне посчастливилось опять попасть на курсы в НИРО (информатика в начальных классах) под руководством Галуновой Марины Ивановны, где я увидела, как делают презентации для учеников (а я, наивная, думала, что всё знаю и умею!). Времени на размышления не было, дети с нетерпением ждали новых уроков, и я начала с нуля, т.е. с первого урока. Не скрою, было трудно, уйма времени уходила на подготовку, но глаза боятся, а руки делают. Очень важное место в подготовке таких уроков занял Интернет. Все фотографии, картины, музыку брала там. Со временем я стала работать быстрее, но разработка таких презентаций не терпит спешки, нужно продумать каждый последующий шаг и несколько шагов вперед, чётко представлять алгоритм всего урока. Наверное, черту подводить рано, я это сделаю в конце учебного года. Сейчас скажу только одно: дети и я с нетерпением ждём новых уроков, продолжения наших путешествий, новых открытий дальних стран, понятий, самих себя. Сейчас я не представляю себе гражданское образование в начальных классах по-другому! И верю я в тот светлый день и час, когда мультимедиа в каждом классе станет доступным и привычным, как для учителя, так и для учащихся. Только нужно уже сейчас задуматься над разработкой презентаций по каждому предмету, начиная с начальной школы. Что такое презентации на любом уроке? Это наглядно-иллюстративное и музыкальное сопровождение урока согласно теме. Презентации должны быть не разовые, а системные, объединённые классом, четвертью, разделом, темой. Практика показывает, что мало иметь в классе мультимедийную установку, на ней ещё что-то и показывать нужно, и не какой попало материал, а обучающий, развивающий и т.д. Начальные школы нашей страны идут по разным программам, но темы очень часто перекликаются. Почему бы не создать общую мощную базу наглядно-иллюстративного и музыкального материала для всех школьных учреждений? Уважаемые учителя начальных классов, отзовитесь! Если каждый из нас начнёт работу уже сейчас, то через год-два мы облегчим работу своим коллегам в подготовке к урокам по всем предметам. Учитель будет готов к уроку всегда! На каждом уроке вы можете дать максимум материала, красочного и яркого, что, несомненно, вызовет интерес учащихся, а значит, повысит качество обучения.
В добрый путь, друзья!
|