24 ноября ... года в иммигрировавшей из родных мест семье сефардических евреев, родился мальчик, которого нарекли Барухом. Его отец был удачливым купцом, да неудачливым семьянином. За всю свою жизнь он похоронил трех жен и четверых детей, но маленький Барух выжил, хотя, как свидетельствуют историки, обучение получал в «удушающей атмосфере религиозности». ... 24 ноября ... года в иммигрировавшей из родных мест семье сефардических евреев, родился мальчик, которого нарекли Барухом. Его отец был удачливым купцом, да неудачливым семьянином. За всю свою жизнь он похоронил трех жен и четверых детей, но маленький Барух выжил, хотя, как свидетельствуют историки, обучение получал в «удушающей атмосфере религиозности». ... Не буду интриговать читателей – когда мальчик вырос, он сменил свое еврейское имя «Барух» на более привычное испанцам «Бенедикт». А фамилия у него была – Спиноза. Почему же столько предосторожностей? Дело в том, что перед написанием статьи я произвел небольшой эксперимент, задавая своим знакомым единственный вопрос: «Как вы думаете, чьим современником был Спиноза, и в какой стране он жил?» Ответы меня очень удивили, особенно, если учесть, что большинство моих собеседников были люди с высшим образованием. Порядка 80% были убеждены, что Спиноза если не древний грек, то точно древний римлянин, что он при жизни был лучшим другом-соперником Диогена, Пифагора и Архимеда. Один из физиков предположил, что Спиноза был негласным советником предводителя восстания рабов Спартака. Еще 15% не сомневались в том, что Спиноза вел активную переписку с Зигмундом Фрейдом, Фридрихом Ницше, Бенджамином Споком и Николаем Рерихом и жил, соответственно, в Нью-Йорке. И только 5% предположили, что жил философ в эпоху средневековья. Хотя и они не угадали – средневековье закончилось в XV веке. На мой взгляд, именно Спиноза совершил самое продолжительное путешествие во времени – куда его только не «определяли» современные люди. Но вернемся к истории. Итак, Барух Спиноза родился 24 ноября 1632 года, 375 лет назад, в Амстердаме, в шесть лет потерял от туберкулеза мать и оказался средним среди двух детей отца от прежних браков и двумя младшими. Старшие относились к нему терпимо, за маленькими ему пришлось ходить самому. Неудивительно, что Барух при первой возможности старался «сбежать» в синагогу и проводил большую часть времени именно там, проявляя при этом столько усердия при чтении Талмуда, что у окружающих не осталось сомнения: когда мальчик вырастет, он обязательно станет раввином. Вот только со сверстниками, изучающими рядом с ним священные тексты, Баруху откровенно не повезло. Им так надоело, что его ставят в пример, что пару-тройку раз сверстники не выдерживали и устраивали «выскочке» «темную». Причем, один раз тумаки легли на благодатную почву – Спинозе вдруг разонравилось корпеть над книгами исключительно религиозного содержания, и он обратился к физике, математике и философии. Вот тогда он и сменил свое имя. Что это ему дало? Как выяснилось, больше минусов, чем плюсов. Во всяком случае, соплеменники его прокляли и даже объявили нечто вроде заговора молчания, запретив кому-либо не то что подходить к опальному юноше, но и вообще разговаривать с ним. А один из фанатиков, презрев эти указания, накинулся на Бенедикта с ножом. Но мститель так горел желанием наказать отступника, что оступился на камешке, и лезвие ножа лишь пропороло кожу, не задев жизненно важные органы. Пришлось Спинозе «шифроваться». При жизни он позволил себе только один раз опубликовать свое произведение под собственным именем. Остальные шли под псевдонимами. Впрочем, мы можем назвать эту единственную книгу, вышедшую при жизни Спинозы – Начала философии Рене Декарта, части I и II, доказанные геометрическим способом. Вот так – ни много ни мало! Из Амстердама ему пришлось сбежать относительно рано, в 1660 году, ибо официальная церковь грозила ему самыми жестокими карами. Он стал отщепенцем, или, как бы сказали сейчас, сектантом. И даже от должности профессора в одном из университетов был вынужден отказаться – его тут же бы сцапали. И если бы не покровительство правящих тогда в Голландии братьев де Витт, трудно сказать, мог бы Бенедикт свободно предаваться размышлениям и написанию книг. Ведь даже семейный бизнес, который он унаследовал с младшим братом, философ был вынужден уступить… Рассказ о Спинозе был бы неполным, если не упомянуть о его важнейших трудах и воззрениях. Это, кроме упомянутой уже книги о философии Декарта, «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума», «Метафизические размышления», «Теолого-политический трактат» и, что гораздо более ценно для истории, «Еврейская грамматика». Вся научная деятельность происходила на фоне тяжелого заболевания по материнской линии. Первые признаки туберкулеза проявились у Бенедикта в 24-летнем возрасте, а дальше болезнь только усугублялась. Тем более что на жизнь философу пришлось зарабатывать шлифованием линз для оптических приборов, и пыль очень сильно забивала легкие. К тому же по существующей моде врач прописал Спинозе «самое сильное» на то время лекарство – курение табака. Стоит ли удивляться, что философ прожил короткую жизнь, большую часть времени превозмогая боль. Туберкулез добил его в воскресенье, 21 февраля 1677 года. Но и после смерти тело Спинозы не нашло приюта. Из могилы прах Бенедикта достали спустя несколько лет и перезахоронили в общей могиле, чтобы почитатели его философии не знали, где именно поклоняться кумиру. А в его комнатах после смерти торжественно «арестовали» 161 книгу. Правда, близкие друзья Бенедикта сумели вынести все рукописи еще до прихода «инквизиции». Они были опубликованы в следующем, 1678 году, под разными псевдонимами. Но его руку сразу «узнали», и в том же году абсолютно все книги были запрещены. Спиноза оставил много мудрых мыслей и афоризмов. Но мне почему-то не хочется вдаваться в философию. Из всего многообразия высказываний мне больше всего нравится одно: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение». Давайте перечитаем эту фразу еще раз. А теперь представим, что написал ее смертельно больной человек. И когда мы злимся за то, что из-под носа удрал троллейбус, или в автобусе нам нахамила какая-то развязная женщина, или кто-то решил «развести» нас в лучшем случае на полтинник, давайте не будем хмуриться.
«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение».
|