В Европе тоже шла непрерывная исследовательская работа. Роберт Бош и Фридрих фон Сименс немалую долю доходов получали от стремительно развивашейся автомобильной индустрии. Сименс создал широкий модельный ряд ламп накаливания различных характеристик. Бош не отстал от конкурента – именно он запатентовал лампу с двумя нитями накаливания. При въезде в населённый пункт ...
водитель поворачивал переключатель, срабатывало реле, и электричество начинало питать вторую спираль, расположенную вне фокуса отражателя фары. Таким образом удавалось избежать нареканий со стороны полиции за чересчур яркий свет, мешающий горожанам. Также это позволяло избегать опасного при разъезде со встречными ослепления, которое на короткое время, но всё же лишало водителя способности контролировать ситуацию на дороге.
В возросшем ритме городского движения водителю уже трудно было вести машину и при этом указывать направление движения рукой. Поэтому в обиход вошли установленные сзади машины таблички-указатели, поворачвающееся той или иной стороной, откидывающиеся стрелки, часто с лампочкой для подсветки, круглые фонари, снабжённые вращающимся стеклом со стрелкой, указывающей в нужную сторону, наконец, маленькие семафорчики, в нерабочем состоянии скрытые в боковине кузова машины. К единому стандарту эти устройства привели только после 2-й Мировой войны.
Фары тогдашних автомобилей имели большой диаметр, они придавали облику автомобилей законченность и определённую выразительность. Рассеиватель фары часто состоял из нескольких сегментов, которые могли быть расположены под углом относительно друг друга. Так пытались регулировать направление светового пучка, чтобы равномерно освещать проезжую часть и не забывать про обочину. Поскольку на сельских дорогах ещё можно было словить камень, фары защищали тонкой сеткой, как и радиатор. Характерный пример – английские Алвис, Инвикта, Лагонда и их новый конкурент – SS 100, широко известный как Ягуар.
|
Блок-фары этого репликара диссонируют с общей ретро-стилистикой. |
На американских машинах высшего класса часто стояли дополнительные фары. Они соединялись специальной тягой с рулевым управлением и таким образом «заглядывали» за поворот, служа дополнительным фактором безопасности. Основные фары крепились на мощном бугеле, соединяющем передние крылья, но на машинах марки Пирс-Эрроу они ещё с 1915 года стали устанавливаться непосредственно на крыльях, придавая характерный облик этим роскошным лимузинам, кабриолетам и родстерам. Начиная со второй половины 30-х годов корпуса фар стали приобретать обтекаемую форму, подфарники выполнялись как их уменьшенное подобие. Обтекаемую форму имели и специальные световые сигналы, установленные на полицейских и санитарных автомобилях. На пожарных машинах стоял мощный прожектор на крыше кабины, в качестве отличительного знака его стекло имело красные сектора по бокам.
Автомобили Форд и Линкольн Зефир второй половины 30-х отличаются стильными каплевидными рассеивателями фар, утопленных в передние крылья. Это решение принадлежит сыну Генри Форда Эдзелу и стилисту Юджину Т. Грегори.
О придании аэродинамичности облику автомобиля думали и Андрэ Ситроэн, снабдивший утопленными фарами прототип своего Траксьон Аван, и Гордон Бьёриг, сделавший фары стремительного Корд 810 убирающимися в крылья. Пауль Ярай специально прорабатывал форму светотехники своих прототипов на шасси Майбаха и Хорьха. Следовал этим тенденциям и Густав Рёр. Уже перед самой войной утопленные в кузов фары появились на автомобилях БМВ 335, Опель Капитан и Адмирал, Хорьх 930, Адлер Штромформ и Штёвер Аркона.
Во время войны думать об аэродинамике и тем более о дизайне не приходилось. Тысячи газовских «полуторок» и зисовских «трёхтонок» шли на фронт с одной фарой. В Англии, воевавшей с 1939 года, для выполнения требований по светомаскировке у автомобильной фары снимали рассеиватель, вместо которого ставили металлическую крышку с внешней и внутренней стенками, в каждой из которых было по три прорези, расположенных в шахматном порядке относительно друг друга. Помимо этого в фарах устанавливались менее мощные лампочки. Примеру англичан последовал и Советский Союз.
После войны автомобили выпускались даже в более простом по сравнению с довоенным исполнении. Так, Опель Капитан получил простые круглые фары вместо эффектных довоенных, имевших шестиугольную форму. Но в 50-е годы в промышленности, в том числе и автомобильной, наметился рост.
Модернизированные версии английских автомобилей, сохранявших стиль середины 30-х годов, узнавались по корпусам фар, выполненным заодно с крыльями, как у MG TF и Ягуар MkV. Гоночные автомобили уже в обязательном порядке имели кузова без выступающих деталей. Фары стояли внутри кузова, в котором делали прорези, закрытые плексигласом. Дизайнер Уолтер Белгроу нашёл выгодное в техническом плане решение, позволяющее убирать фары в кузов. Он оставил отражатель с лампой неподвижными, сделав поднимающимся рассеиватель. Такие фары получили прототипы Остин Хили Спрайт, на котором выступала в ралли Патриция Мосс, сестра известного гонщика Стирлинга Мосса, и Триумф TR-X. Всё же и это решение оказалось дорогим, и серийные Спрайт и TR-2 получили необычные фары, установленные на капоте. Спрайт даже стали называть Frogeye – «Лягушачий глаз».
Американцы не могли оставаться в стороне от прогресса. Ведь они, как победившая нация, должны были идти прямо в сверкающее будущее! Как воплощение этого будущего дизайнеры Дженерал Моторс представили автомобиль Бьюик Ле Сэйбр ХР-51, получивший своё имя в честь самолёта морской истребительной авиации Соединённых Штатов. Соответственно дизайнеры постарались сделать автомобиль похожим на этот самый истребитель. У него были и огромные хвостовые кили, и клыки-буфера в виде ракетных боеголовок, и панорамное лобовое стекло, похожее на переднюю часть самолётного фонаря, и овальный воздухозаборник на носу. На самом деле это был никакой не воздухозаборник. При необходимости хромированная рёшетка, закрывающая «воздухозаборник», поворачивалась, и на её месте оказывались фары. Подобное решение даже для Америки оказалось чересчур, хотя в целом этот dream-car (автомобиль мечты) определил стиль американских авто на десять с лишним лет вперёд.
На автомобилях 50-х годов часто можно увидеть дополнительные фары. Они предназначались для того, чтобы сделать автомобиль заметнее на дороге в условиях недостаточной видимости, например, в горах или во время тумана. Но помимо этого они стали элементом стиля. Как правило, они ставились на более мощных, спортивных модификациях. Например, на версии Ягуара MkII с мотором ХК 3,8. На английских машинах, например, на Алвисе ТВ-21 и Армстронг-Сиддли Сапфир, дополнителные фары стояли ближе к декоративной облицовке радиатора и ниже, чем основные. Это решение скопировал шведский дизайнер Ян Вилсгаард, когда создавал Вольво-164 – более престижную модификацию 144-й модели.