Если вы думаете, что речь пойдет о жертвах уличных мошенников, которые «лопухнулись» и в милицейских протоколах фигурировали как «лица, обманутые хулиганами», для краткости сокращенные аббревиатурой «ЛОХ», то ошибаетесь. Словотворчество отечественных силовых структур мы оставим в покое.
Не тронем и биологию: в ботанике лох (джида) – дерево ...
или кустарник из одноименного семейства лоховых, в ихтиологии – это лосось в нерестовый период.
Обратимся лучше к истории и сделаем решительный шаг в прошлое. Или прыжок. Потому что нас интересуют античные времена. В Древней Греции и Древнем Риме
лох был боевой единицей фаланги, т.е. базовым подразделением армии. И у Александра Македонского были лохи: ряд в глубину из 16 бойцов пеших гоплитов (а это слово вам ничего не напоминает?) с тяжелым вооружением.
Лохаг, первый в ряду, направлял бойцов, а замыкающий – ураг следил за их военными действиями. Фалангу составляли четыре и более лоха. В македонской армии лохи были сначала пешими подразделениями, как у греков и римлян, а потом и конными тоже.
Между прочим, хитростям военного построения обучили Александра Великого греки, например, аркадянин Харидем, а некоторые считают, что к этому был причастен и сам Аристотель, ссылаясь на анонимный литературный текст «Из устной речи о том, что вследствие выдумок Аристотеля царь Александр ставил трофеи и брал города».
Правда, и Плутарх отмечал, что Александр, отправляясь на войну с Персидской империей, «имел в начале похода указаний от Аристотеля больше, чем от своего отца Филиппа», но большинство специалистов все же склоняется к мнению, что это были наставления социально-философского плана, а к упомянутому труду неизвестного автора относятся как к литературному курьезу почитателя великого философа.
...Представляете себе победную реляцию: «Наши лохи, сметя сопротивление противника...» или «Наши лохи мужественно отразили атаку врага...»?! Шутка, разумеется. Но даже улыбнувшись ей, будем помнить, что слово «лох» в античные времена имело героический смысл.
И
принципы тоже, как ни странно, первоначально имели непосредственное отношение к военному делу. Отказавшись от фаланги, римляне ввели новый боевой порядок. Римский легион раннереспубликанского периода, насчитывавший 4200 и более пехотинцев плюс 300 всадников, делился на манипулы (еще одно любопытное словечко, в разных источниках оно употребляется то в женском, то в мужском роде). В манипуле было 10 шеренг по 12 человек, каждые три манипула составляли когорту. Так вот, второй манипул когорты назывался принципами (principes), его составляли воины «цветущего возраста», т.е. до сорока лет, имевшие личный боевой опыт.
А вот слово «
педагог», в отличие от «лоха» и «принципов», изначально имело «гражданское», а не военное происхождение. Так у древних греков назывался раб, которому поручались мальчики с шестилетнего возраста. В переводе с греческого «paidagōgos» означает буквально «ведущий мальчика».
Латинское слово «
стимул» (stimulus) до того, как обрело современное значение побудительной причины поведения, было названием остроконечной палки, которой погоняли ослов. Как вам такое побуждение к действию? Помнится, была даже публичная дискуссия на тему отказа от употребления этого термина.
До чего же интересно обращаться к этимологии слов! Не так ли, дорогие читатели?