Обычно бывает так. Человек со слезами и нервами учится ставить кое-какие аккорды, играть простенькие мелодии. И вот только учеба выходит на спокойный уровень, и тут бац – нужно научиться настраивать гитару. Но это, знаете ли, еще лучший вариант. Практически все пианисты так и помирают, не умея настраивать пианино.
...
Обычно бывает так. Человек со слезами и нервами учится ставить кое-какие аккорды, играть простенькие мелодии. И вот только учеба выходит на спокойный уровень, и тут бац – нужно научиться настраивать гитару. Но это, знаете ли, еще лучший вариант. Практически все пианисты так и помирают, не умея настраивать пианино.
...
Существует множество способов настройки любимого инструмента. Расскажу, как это делаю я.
Способ первый. Распространенный
Известно, что первая струна на пятом ладу – это «ля» первой октавы. Неоднократно слышала, что по частоте этот звук примерно соответствует звуку гудка в телефонной трубке: «ля» – 440 колебаний в секунду, телефонный гудок – 400 колебаний в секунду. Возможно, это так. Я сама никогда этого не проверяла. Открытая первая струна – это «ми» первой октавы. Настроить ее можно по камертону, пианино или любому другому настроенному музыкальному инструменту. А можно на слух.
Если настроить «ля» или «ми» первой октавы на слух вы не можете, то и бог с ним. Настройте первую струну так, как вам нравится. Впоследствии вы привыкнете к звуку, который вас устраивает больше всего, и будете настраивать гитару всегда одинаково именно по первой струне.
Итак, настроив первую струну на пятом ладу, все остальные стоит зажимать также на пятом ладу, подстраивая под открытую предыдущую. Исключение составляет третья струна, которую нужно зажимать на четвертом ладу. То есть, зажимаем вторую струну на пятом ладу: она должна звучать в унисон с открытой первой. Зажатая на четвертом ладу третья струна должна звучать в унисон с открытой второй. И так далее…
Способ второй. Проверочный
Описанный способ весьма неточен (если у вас, конечно, не абсолютный слух). Поэтому после настройки можно устроить себе небольшую проверку. Третья струна на девятом ладу звучит так же, как первая открытая. Четвертая на девятом – как вторая открытая. Пятая на десятом – как третья открытая. Шестая на десятом – как четвертая открытая. Первая открытая и шестая открытая звучат как «ми» с разницей в две октавы.
Способ третий. Неординарный
Можно настраивать гитару флажолетами. Флажолет – это звук с удвоенной частотой. Получить его можно так: дернув струну, частично прижать ее ногтем или подушечкой пальцев в точке деления на лады (ладовой порожек). Звук будет как бы дребезжащим.
Итак, проверка флажолетами: первая струна на седьмом ладу = вторая на пятом, третья на седьмом = четвертая на пятом, четвертая на седьмом = пятая на пятом, пятая на седьмом = шестая на пятом. Иными словами: звук со слегка зажатой первой струной на порожке между седьмым и восьмым ладами равен такому же звуку второй струны между пятым и шестым ладами.
Способ четвертый. Зрительный
Если на слух настроить гитару пока что сложновато (а это, поверьте мне, всего лишь вопрос тренировки), можно настроить ее на глаз: если две струны настроены в унисон, то при дергании одной вторая начинает вибрировать. Предположим, вы хотите проверить вторую струну: для этого зажмите вторую струну на пятом ладу, при извлечении из нее звука и при условии правильной настройки первая струна будет вибрировать.
Ну, а если уж и с глазами плохо, купите камертон – не такая уж это разорительная покупка. Комплект хороших струн – гораздо дороже.