Главная  |  RSS 2.0
Деньги  |  Бизнес  |  Культура  |  Здоровье  |  Красота  |  Мода  |  Наука  |  Интернет  |  Недвижимость  |  Туризм  |  Интересное  |  Полезное  |  Рецепты  |  Авто  |  Фильмы  |  Видео  |  Фото
Поиск по сайту:Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация


Новое на сайте
» «Каратэ-пацан»: Я бы каратистом стал, пусть меня научат?
Во-первых, Джейден Смит – это сын Уилла Смита, который выступает здесь не только в качестве папы, но и продюсера фильма. Во-вторых, «Каратэ-пацан» – это ремейк одноименной (переводимой у нас как ...

» Как бороться с плохим настроением?
Плохое настроение – у кого оно не бывает? Все мы с ним как-то боремся, и в большинстве случаев довольно успешно. Женщинам, наверное, проще жить на этом свете. Мы более мужчин подвержены перепадам ...

» Для чего ребенок показывает язык?
«Мой сын начал показывать язык. Он вроде бы и не дразнит меня. Не показывает его за спиной, всегда делает это в глаза. Беспокоит, что он уже большой пятилетний мальчик, должен понимать, что ...

» Семь врагов худеющих
Похудение требует не только хорошего настроя и бережного отношения к себе, но и осознанности. Поэтому я хотела бы рассказать вам о семи врагах худеющих, которые коварно строят нам ловушки на пути к ...

» Что смотреть в выходные 25-26 сентября?
По сравнению со шквалом кинопремьер первой половины сентября, среди которых, правда, смотреть, по большому счету, было нечего, эта кинонеделя обещает быть достаточно спокойной. На экраны российских ...



Архив новостей



» Как научиться читать свой текст чужими глазами? Часть вторая - Полезные советы
4-03-2010 | рубрика: Полезные советы | просмотров: 2651
Сегодня мы рассмотрим лексический и графический способы передачи в своем тексте логического ударения.

Запомним пять основных лексических средств, пять усилителей, работающих на выделение слова в тексте:

1. Выделяющие частицы: это, именно, как раз, исключительно, единственно, только, лишь, даже, и.
Эти ...
Сегодня мы рассмотрим лексический и графический способы передачи в своем тексте логического ударения.

Запомним пять основных лексических средств, пять усилителей, работающих на выделение слова в тексте:

1. Выделяющие частицы: это, именно, как раз, исключительно, единственно, только, лишь, даже, и.
Эти ...
частицы всегда выделяют следующее за ними слово. Давайте понаблюдаем за поведением логического ударения в предложениях: «Я вчера ездил к бабушке» и «Это я вчера ездил к бабушке». Нетрудно заметить, что частица это заставляет нас логически выделить слово я, хотя в ударной позиции находится слово бабушке (а мы уже говорили о том, что позиционный способ намного слабее других).

Частицы ли, же, -то выделяют предшествующее им слово. Сравните: «Когда мы пойдем в зоопарк?» – «Когда же мы пойдем в зоопарк?»; «Ты написал сочинение?» – «Ты ли написал сочинение?»; «В те времена крестьяне читать не умели» – «В те времена крестьяне читать-то не умели».

Внимание: пропуск выделяющей частицы, как и неправильное ее употребление, создают смещенное логическое ударение, затемняют смысл вашего текста. Сравним предложения: «Только он заходил в ту комнату» – «Он заходил только в ту комнату»; «Такая статья и была написана мною» – «Такая статья была написана и мною».

2. Уточнения (уточняющие синонимы).
Посмотрите, что происходит с логическим ударением в предложении: «Эта теория названа общей, так как она является обобщением, расширением специальной теории». Если мы уберем один из смежных синонимов («расширение» или «обобщение»), логическое ударение в восприятии читателя переместится на конечное сочетание («специальной теории»). Смысл предложения был бы в этом случае искажен, и только нагнетание синонимов сосредоточивает логическое ударение в нужном месте. Запомните! – логическое ударение воспринимается именно на втором из двух смежных синонимов.

3. Усилители наречного типа.
В этой роли выступают наречия меры и степени: весьма, чрезвычайно, необычайно, совершенно, абсолютно и т.п. Сравните: «Я вчера был в театре» – «Я вчера действительно был в театре»; «Точное слово подобрала сейчас Валентина» – «Очень точное слово подобрала сейчас Валентина».

4. Повторение слова (буквальное или вариативное).
Здесь всё ясно. Ограничимся примерами: «Я понял, понял жизни ад», «От искр всю ночь, всю ночь светло», «Только зачем, зачем ты поддаешься влиянию этого человека?».
Вариативные повторы: давным-давно, один-одинешенек, всего-навсего, криком кричит.

5. Противопоставление.
В предложении «Она написала не статью, а книгу о воспитании детей» слово «книгу» выделено противопоставлением, поэтому логическое ударение воспринимается именно на этом слове, хотя в ударной позиции находится другое. Обычные средства противопоставления – не …, а; как …, так и… и т.п.

Графические средства передачи логического ударения

1. Выделяющие шрифты. Курсив, полужирный шрифт, ПРОПИСНЫЕ буквы. Сюда же можно отнести графическое выделение слова разрядкой и подчеркивание – однако в Word`е при выравнивании текста по ширине показать р а з р я д к у сложно (разве что с помощью де-фи-сов между слогами или б-у-к-в-а-м-и), а подчеркивание слова в электронных версиях текста может ошибочно восприниматься читателем как гиперссылка.

При использовании выделяющего шрифта нас подстерегают две наиболее распространенные ошибки: выделение не того слова и употребление шрифтового выделения в функции, не связанной с передачей логического ударения.

2. Знак ударения – акýт. Иногда возникают ситуации, когда предложение написано так, как оно и должно быть написано, а логическое ударение не воспринимается читателем сразу, приходится перечитывать. Что делать? – перестановка слов порождает корявую, искусственную фразу, добавить лексический усилитель не удается, выделяющий шрифт перебарщивает, чересчур уж выделяет, а этого вроде не требуется… Единственное средство в таких случаях – знак ударения.

Написано: «Конец показывает, что каждый может», «Сокол против воробьев, а против кошки – мышь». (Пословицы.) Варианты исправления: «Конец показывает, чтó каждый может», «Сóкол против воробьев, а против кошки – мышь».

3. Восклицательный знак (а также два или три восклицательных знака в скобках). «При издании своего словаря В.И Даль провел четырнадцать (!) корректур трехсот тридцати печатных листов большого формата».

4. Выделяющее тире. В предложении «Исследователь установил, что это есенинское четверостишие» в ударной (конечной) позиции стоит не то слово, которое требовалось. Исправить ошибку можно с помощью тире: «Исследователь установил, что это – есенинское четверостишие»

Ну вот, теперь мы знаем, как просигнализировать читателю о том, какое слово при чтении нашего текста ему следует логически выделить. Наши инструменты всегда при нас, нам остается только выбрать наиболее подходящий из них для каждой конкретной ситуации.

В заключение перечислю рассмотренные нами позиционные, лексические и графические средства передачи логического ударения в письменной речи – в порядке убывания их выделяющей силы: (!!!), (!!), (!), курсив, разрядка и т.п., лексические средства по два-три вместе, одиночный лексический усилитель, выделяющее тире, знак акут, ударная позиция. Помните, что соседние средства этого ряда легко поддаются взаимной замене. Всё!



Опрос
Оцените работу сайта

Полезный сайт
Неплохой сайт
Сойдет... но...
Видел и получше
Не понравился


Яндекс.Новости
» XML error in File: http://news.yandex.ru/index.rss
XML error: Invalid document end at line 1



Главная страница  | Обратная связь
© 2006 - Digest-News.ru, все права защищены. Design by DLETemplates.
© 2006 - 2010 SoftNews Media Group All Rights Reserved, Powered by DataLife Engine.