Игра должна не только приносить радость и удовольствие ребенку, но и развивать его способности. Вы можете развивать речь вашего малыша, играя с ним в словесные игры. Такие игры хороши тем, что они не требуют наличия игрового материала и места для игры. Словесные игры помогут вам занять ребенка, когда вы находитесь ... Игра должна не только приносить радость и удовольствие ребенку, но и развивать его способности. Вы можете развивать речь вашего малыша, играя с ним в словесные игры. Такие игры хороши тем, что они не требуют наличия игрового материала и места для игры. Словесные игры помогут вам занять ребенка, когда вы находитесь ... в пути, сидите в очереди и в любой другой ситуации, когда малыш скучает и не знает, чем заняться. 1. Игра в слова. Это знакомая нам всем с детства игра, в которой играющие должны назвать слово, начинающееся на ту букву, которая была последней в слове, названном другим игроком. Например, первый игрок называет слово «арбуз», второй игрок - «зонт», третий - «трактор» и т.д. В эту игру может играть от двух до нескольких человек. Конечно же, играть сможет тот ребенок, который уже овладел звукобуквенным составом слова. 2. Игра «Составляем предложения по алфавиту». Первый игрок составляет предложение, начальное слово в котором начинается с буквы «А». Второй игрок придумывает предложение с первым словом на букву «Б», третий игрок - на букву «В» и т.д. 3. Игра «Кто что делает?». Эта игра развивает речь и интеллект ребенка. Взрослый спрашивает ребенка, чем занимается человек той или иной профессии. Например: «Что делает кондитер? врач? учитель? пекарь? поэт? композитор? дворник? и т.п.». Можно задавать и обратные вопросы: спрашивать ребенка, к какой профессии относится человек, рисующий картины, пишущий стихотворения, изготавливающий обувь, строящий дома и т.п. 4. Игра «Понятия узкие-средние-широкие». Взрослый называет ребенку слово, являющееся широким понятием. Например, слово «посуда». Ребенок должен назвать узкое понятие, например, слово «кастрюля». Взрослый называет слово «одежда», а ребенок может назвать слово «брюки». Со временем задание можно усложнить: после названного взрослым слова, обозначающего широкое понятие, ребенок называет слова, обозначающие понятия среднее и узкое. Например, взрослый называет слово «посуда». Ребенок может ответить «стеклянная посуда» (среднее понятие) и «стакан» (узкое понятие). К названному взрослым слову «одежда» ребенок может назвать слова «верхняя одежда» и «пальто». Эта игра развивает не только речь, но и логическое мышление ребенка, а именно умение классифицировать понятия. 5. Игра «Хлопок! Еще хлопок!». Эта игра разовьет фонематический слух ребенка. Взрослый дает малышу задание: «Сейчас я буду произносить слова. Если в слове ты услышишь звук «Л», ты должен хлопнуть в ладоши». Поиграйте с ребенком в эту игру, используя все звуки русского языка. Затем задание можно усложнить: предложить ребенку хлопать только тогда, когда он услышит нужный звук только в начале слова или только в середине. В эту игру можно играть с детьми, начиная с трех лет. 6. Игра «Составляем рассказ». Можно вместе с малышом составить рассказ или сказку. Основная нагрузка по составлению текста ляжет, конечно же, на взрослого. А малышу предложим подбирать конечные слова предложений. Например, взрослый начинает: «У котенка Барсика сегодня день…». Ребенок продолжает: «…рождения». Взрослый: «Он встал пораньше и испек красивый вкусный…». Ребенок: «…торт». Взрослый: «Вечером начали приходить…». Ребенок: «…гости». Взрослый: «Первым пришел сторожевой…». Ребенок: «…пес». Взрослый: «Потом пришла курочка со своими желтенькими…». Ребенок: «…цыплятками» и т.д. 7. Игра «Меняем букву». Взрослый называет слово, в котором ребенку нужно поменять одну букву так, чтобы получилось новое слово. Например: банка-бабка, ранка, банда, балка; булка-будка, балка, белка; кошка-корка, ковка, мошка; ложка-ножка, лодка и т.п. Прежде чем назвать слово, подумайте, не слишком ли сложно будет малышу найти нужный вариант. 8. Игра «Буриме». Ребенку предлагаются два рифмующихся друг с другом слова, которые должны стать конечными словами строк в придуманном им двустишии. Например, ребенку можно предложить составить двустишия с парами слов: палка-галка, банан-обман, розы-грозы, кошка-ложка, чашка-кашка и т.д. (Из земли торчала палка, на нее уселась галка. На столе сидела кошка, рядом с ней лежала ложка). Желаю успехов вам и вашим малышам!
|