Многие считают, что для того, чтобы быть хорошим менеджером, достаточно уметь гонять своих подчиненных туда-сюда – «чтобы служба медом не казалась». Между тем, это далеко не так. Вопреки данному распространенному заблуждению, надо, напротив, воздерживаться от приказного стиля. Чем меньше приказов – тем эффективнее работа. По оценке ...Многие считают, что для того, чтобы быть хорошим менеджером, достаточно уметь гонять своих подчиненных туда-сюда – «чтобы служба медом не казалась». Между тем, это далеко не так. Вопреки данному распространенному заблуждению, надо, напротив, воздерживаться от приказного стиля. Чем меньше приказов – тем эффективнее работа. По оценке ... психологов, когда вы поручаете кому-то сделать что-нибудь (например: «Найдите такое-то дело и принесите мне» или «Семенова перекинуть в третью смену») – это уже приказ. Следовательно, вы изначально отказываете человеку в свободе поразмыслить над тем, что именно надо выполнить и как это сделать. То есть – «выполнить и доложить!», третьего не дано. Американский специалист по вопросам маркетинга Джон Рек усматривает две причины, по которым такая позиция несет негативный заряд: во-первых, ваши подчиненные не имеет возможности понять, как исполнить поручение, а, во-вторых – вы не позволяете им учиться. Конечно, бывают ситуации, когда более всего подходит именно приказывать. В армии так без этого вообще не обойтись. К примеру, приказывая взводу «атаковать высоту 11», вы вряд ли хотите, чтобы солдаты сначала подумали над этим. Тем не менее, даже в армии желательно не отдавать бездумные, заведомо невыполнимые приказы. А в менеджменте это вообще краеугольный камень. Не случайно толковые управленцы стараются не приказывать, а инструктировать. «Вместо того, чтобы говорить людям, что им надо сделать, лучше сказать им, что бы вы хотели, чтобы они сделали», рекомендует Д.Рек. В этом случае вы предоставляете им некоторую свободу действий. И, возможно, они придумают кое-что получше вашего буквального распоряжения. Потому что инструкция побуждает людей мыслить. Тем самым они вносят свой вклад в окончательное решение. И впоследствии при необходимости смогут аргументированно отстаивать достигнутый результат. Но при этом необходимо ставить задачу максимально четко, не оставляя места для разночтений. Например, не рекомендуется говорить: «Просмотрите данные за последний месяц и приходите с докладом». Желательно выразиться примерно так: «Просмотрите данные последнего месяца. К утру в понедельник жду ваших соображений. Представьте также пару альтернативных вариантов эффективного завершения торгов». Безусловно, миссия менеджера заключается в организации как можно более результативного трудового процесса. Однако один в поле не воин, не забывайте об этом. Недостаточно ставить задачу – надо иметь «под рукой» команду, способную творчески подойти к ее решению. Тем самым обеспечивается постоянный практический тренинг. Что, в свою очередь, позволяет повышать мотивацию сотрудников. А благодаря этому коллектив проникается к вам уважением, и вы, можно сказать, растете в его глазах.
Так что, друзья, в следующий раз, прежде чем отдавать приказ подчиненным (у кого таковые, конечно, имеются), подумайте – нельзя ли заменить его инструкцией или рекомендацией? Думается, обе стороны от этого только выиграют.
|