В жизни каждого человека бывают ситуации, когда надо выступить публично. Итак: Вам надо донести до аудитории что-то очень важное и для неё, аудитории, нужное. Иногда даже очень нужное. А слушать Вас не хотят. Вы видите только скучающие физиономии, настроение «Ну, ну, посмотрим» и неумные вопросы либо не по теме, либо ... В жизни каждого человека бывают ситуации, когда надо выступить публично. Итак: Вам надо донести до аудитории что-то очень важное и для неё, аудитории, нужное. Иногда даже очень нужное. А слушать Вас не хотят. Вы видите только скучающие физиономии, настроение «Ну, ну, посмотрим» и неумные вопросы либо не по теме, либо ... такие, ответ на которые Вы знали ещё в первом классе, и т. д. Если Вы не были в такой ситуации - Вам очень сильно повезло. Пример из собственной жизни. 1993-й год. Меня, в то время технического директора фирмы, продающей компьютеры, начальство обязало провести семинар по работе с компьютерным оборудованием для… банкиров. Компьютер тогда ещё не был бытовой техникой, а в представлении людей был сложным и дорогим промышленным оборудованием. Тема - «Как использовать компьютер в банковской деятельности». Ну, скажите, кто в Вашем представлении банкир? Для меня это представительный мужчина, пусть в пиджаке и дорогом «пенсне», но уж с компьютерной техникой он, по крайней мере, на «ты». Значит, решил я, проблем никаких не будет. Накидал план теоретических и практических занятий, получил одобрение от руководства и - вперёд! Войдя в аудиторию, я понял, что лекцию буду читать не банкирам, а банкиршам… Немолодые женщины составляли подавляющее большинство. Начав читать лекцию «по плану», я быстро понял, что это бесполезно. Многие из них, как я потом выяснил, видели компьютер только на столе у шефа. Меня просто никто не слушал. Многие шушукались, выясняя, «кто этот мальчик». Дело в том, что и сейчас, когда мне за сорок, я выгляжу очень молодо (что за беззастенчивая реклама, как не стыдно!). А тогда меня представили как «компьютерного гения» уже после того, как мнение обо мне было сформировано. И не в мою пользу! Кроме того, на первой лекции был наблюдающий от банка, который и оплатил этот семинар для своих работников. Все явно скучали и всем своим видом показывали, «что сюда их загнали» и они просто добросовестно отрабатывают время. Я замолчал, отложил свой конспект. Через некоторое время это привлекло внимание. После паузы я произнёс: «Жил да был когда-то давно мужик. Звали его Бенджамин Франклин. Это были времена, когда на стодолларовой купюре ещё не было его портрета, да и стодолларовых купюр тогда ещё не было, а были только серебряные доллары. Но банки уже были. Только грабили их часто. И вот, что этот мужик придумал, чтобы усилить безопасность этих самых банок, простите, банков…». Сочинял я на ходу. Внимание ко мне было приковано окончательно и бесповоротно. Боже, как интересно было наблюдать, как эти надутые тётки постепенно превращались в весёлых и задорных «школьниц»! В конце лекции я попросил задавать вопросы. Вопросов «по существу» не было… Единственный вопрос, который мне задали, - «А не женаты ли Вы, Михаил Вадимович?». На следующем занятии я повторил опыт, но уже основательно подготовившись. В начале лекции рассказал интересную историю. Попросил каждую из слушательниц приготовить отдельный листок и записывать вопросы, возникающие по ходу занятия, какими бы глупыми они ни казались. «Мы пришли сюда учиться. И поверьте, сейчас я учусь вместе с вами. Смеяться над Вами никто не будет, а пользы от вопросов гораздо больше, чем от всей моей говорильни». Действительно, так и получилось. На многие вопросы я не мог вразумительно ответить, и каждое новое занятие (всего их было пять) начиналось с ответов на вопросы, на которые я не мог ответить на прошлом занятии. Итак, начиная со второго занятия, всё проходило без сучка и без задоринки, проблемы быстро решались, а со многим моими «ученицами» я поддерживаю связь до сих пор. Только не подумайте чего плохого - секса у нас в стране тогда ещё не было… Подводим итоги. Так как же всё-таки привлечь внимание при публичном выступлении? Главные правила. 0. Узнайте состав своей аудитории. От этого практически на 100% зависит Ваш успех в публичном выступлении. Если такая информация известна, этот пункт можно пропустить. 1. Позаботьтесь, чтобы Вас представили незнакомой аудитории до Вашего выхода «на кафедру». Люди больше склонны верить «авторитетам» и «экспертам». 2. Обязательно начните лекцию весёлой и интересной байкой, лучше из своей жизни. 3. Обязательно после этой байки скажите фразу типа: «В конце лекции Вы сможете задать любые вопросы. Даже самые глупые. Мы все здесь учимся, поэтому смеяться над Вами никто не будет». 4. Изложите материал доступным для аудитории языком. В конце - предельно сжатые тезисы по материалу выступления для закрепления материала. 5. Повторите эту фразу: «Вы можете задать любые вопросы. Даже самые глупые. Мы все здесь учимся, поэтому смеяться над Вами никто не будет» в конце лекции. Лучше даже заранее подсадить кого-нибудь, кто задаст первый, абсолютно глупый вопрос. 6. Помните, всегда будут люди, которые Вас либо искренне не поймут, либо постараются Вас унизить! Отвечайте на все, абсолютно все вопросы, какими глупыми, унизительными и провокационными они Вам не казались, с искренней улыбкой и доброжелательно. Тогда, как правило, публика сама одёрнет этого человека. 7. Анализируйте уже прошедшее выступление. Какие ошибки допустили, что публика восприняла «На ура!». Даже если выступление не удалось, это всего лишь опыт. Если его учесть, дальше будет получаться всё лучше и лучше. 8. И - Главное. Похвалите себя! Любое публичное выступление - огромная, тяжелая и часто неблагодарная работа. Даже если Вы справляетесь с ней играючи… Не забывайте искренне похвалить себя. Удачи Вам. Она пригодится всегда!
P.S. Когда статья уже была опубликована в моём блоге, пришёл ещё один совет, который я просто не мог не опубликовать - «Чаще отрывайтесь от текста выступления и смотрите на аудиторию». Огромное спасибо Анне Нимчук. Жду и Ваших комментариев и дополнений.
|