Диалог – это простой обмен репликами, но этот обмен подчинен определенным правилам и законам. Общие правила диалога ясны большинству, но повторить часть из них, думаю, не будет лишним. Очень важно помнить, что вопрос требует ответа, а если вас попросили что-либо сделать, необходимо или сделать это, или сообщить об отказе, обосновывая ... Диалог – это простой обмен репликами, но этот обмен подчинен определенным правилам и законам. Общие правила диалога ясны большинству, но повторить часть из них, думаю, не будет лишним. Очень важно помнить, что вопрос требует ответа, а если вас попросили что-либо сделать, необходимо или сделать это, или сообщить об отказе, обосновывая ... его. Также, если человек просто что-то рассказывает (делится чем-то наболевшим), необходимо внимательно слушать. Диалоги бывают и бытовые (в кругу семьи, с друзьями, на улице и т.д.). Их цели и тематики разные (что-то спросить, посоветоваться, развлечься, отдохнуть и т. д.). Если вы хотите начать диалог, важно помнить следующее: а) Обоюдное желание вести разговор. Необходимо учесть, имеет ли время (желание) ваш собеседник для диалога; б) Тема должна интересовать обоих. Самое главное, что полезным и содержательным такой разговор будет в том случае, если собеседники владеют этой темой, она интересует их обоих, и, более того, каждый может изложить свои взгляды относительно этой темы; в) Конечно же необходимо говорить на одном языке. То есть учесть и возраст, и пол, и образование. Это сделает беседу полезной и принесет удовлетворение от разговора; г) Не менее важно быть при этом дружелюбным, искренним, объективным, уверенным и увлеченным. Деловое общение, конечно же, отличается от бытового. Тут важно помнить, что деловому человеку чаще всего общаться приходится независимо от желания. Особенно это относится к руководству. На самом деле, успех сегодняшнего делового общения (в связи с расширением деловых контактов) напрямую зависит от знания и грамотного использования правил, регламента, протокола. Протокол – это совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, государственными и официальными ведомствами, организациями, должностными лицами, деловыми кругами и гражданами в международном общении. Протокол позволяет каждому должностному лицу выполнять свои конкретные обязанности. Знание протокольных норм, служебной этики и умение их применить - один из элементов профессиональной квалификации делового человека. На курсах деловой риторики я узнала о существовании требований, которые лингвисты называют максимами. Очень хочу ими поделиться, так как убедилась, что их использование приносит только пользу: 1. максима полноты информации (ее исчерпанность); 2. максима качества (необходимо говорить правду); 3. максима релевантности (очень важно не отклоняться от темы); 4. максима стиля (говорить ясно, коротко, последовательно). Не менее важными являются этикетные максимы: 1. максима такта (важно соблюдать интересы другого); 2. максима великодушия (не осложнять жизнь других); 3. максима одобрения (лучше промолчать, чем обругать необоснованно); 4. максима скромности (тут и добавить нечего…); 5. максима согласия (тут важно скорее избегать открытого возражения, используя фразу «да, только вот…»); 6. максима симпатии (свою благожелательность очень важно высказать!). Необходимо также помнить, что чрезмерная вежливость в деловом общении столь же недопустима, сколько и нарушение кодекса вежливости. Думаю, не лишним будет напомнить и о том, что обман, злословие, клевета, сплетни, хвастовство, оскорбления находятся под негласным запретом. И не только в деловом общении. Надеюсь, эта статья поможет вам построить качественное деловое и бытовое общение.
Общайтесь с радостью! Ведите диалоги эффективно!
|