Ох ты тема, тема праздников…Долгих праздников, на износ, на спор, на уничтожение непонятно чего. Велика, всеобъемлюща, коварна. За две недели до новогодних праздников я, как любопытный человек (а не просто сухарь-профессионал), раскрыл на соответствующем определении двухтомный мифологический словарь и нашел там вот что: «праздник - временной отрезок, ...Ох ты тема, тема праздников…Долгих праздников, на износ, на спор, на уничтожение непонятно чего. Велика, всеобъемлюща, коварна. За две недели до новогодних праздников я, как любопытный человек (а не просто сухарь-профессионал), раскрыл на соответствующем определении двухтомный мифологический словарь и нашел там вот что: «праздник - временной отрезок, ... обладающий особой связью со священной сферой, предполагающий максимальную причастность к этой сфере всех участвующих и отмечаемый как некое ритуализованное действие». Если отбросить лощеный академизм и перейти на более близкую (надеюсь, всем читателям) позицию здравого смысла, то будет сразу видно первое отличие праздничных дней - это нечто, ничем не напоминающее будни. И, чтобы потом не сожалеть о бездарно проведенном Новом годе и Рождестве, будем отталкиваться от этой аксиомы. Что имеет своей целью праздник, в отличие от «обычных» дней? Конечно же, достижение состояния комфорта - «ресурса» положительных эмоций и стимула достойно дожить до праздника следующего. Здесь у нас все обычно переворачивается с ног на голову и наоборот - присущее многим соотечественнникам состояние хронической эйфории вплоть до оглушения вне зависимости от календаря побуждает их идти на праздник, как на побитие мирового (или регионального) рекорда в области прикладной наркологии или на плохо замаскированную суицидную попытку. Я пишу это не ради красного словца, а ради спокойного праздничного дежурства уважаемых коллег по ремеслу. Не хочу леденить воображение читателей, но мой опыт хранит по данному поводу достаточное количество «святочных баек»... Посему, если не хотите испортить праздник себе и близким, а то и вовсе совершить не всегда веселый вояж к праотцам, придерживайтесь хотя бы простых рекомендаций. Если пить – то проверенные напитки в доступных ранее дозах. Если закусывать - таким количеством пищи, которое обычно принимаете. Поменьше непривычной еды (острое, жирное, копченое, соленое) - в избыточных количествах она способна стать и ядом. Уж самое страшное приключение - закусывать напитки сомнительного качества салатами трехдневной давности. Не забудьте - в тот период, когда 28 декабря вся страна наступит на пробку и медленно сойдет с нее через пару недель - дежурному персоналу будет труднее оказать достойный объем помощи всем страждущим, вашим близким будет тяжело достать необходимые медикаменты, а тем более найти продуктивный контакт с представителями бюро ритуальных услуг. Но довольно о грустном, моя задача - предупредить, а не запугать. Еще одно маленькое замечание по поводу «бесшабашности» и «удали молодецкой». С точки зрения здравого смысла, они давно отжили себя, и продолжающий претворять их в жизнь похож на человека, который, переплыв реку, продолжает тащить лодку на собственной спине. Дело в том, что самые яркие празднества отмечались традиционно в самых суровых странах. Вспомним восхитительные карнавалы, зародившиеся в средневековой Испании - классической стране интриг, поножовщины и аутодафе (сожжения инакомыслящих). На них разрешалось многое - вплоть до свального греха, однако наступающая вслед действительность шокировала своей суровостью и принуждала сильнее каяться в содеянном. Наша страна - не исключение, и бесшабашная удаль должна была хоть как-то скрасить долгий (почти полгода) монотонный сезон отсутствия работ и ленивого потребления заготовленного летом и осенью. Современному человеку присущ более динамичный ритм жизни с короткой (длиной в неделю) периодичностью, а физический труд вместо жестокой необходимости становится роскошью, за которую порой приходится платить деньги (тренажерный зал, бассейн, дорога на дачу). Дуэль стала банальным уголовным преступлением, оружие доступно немногим (и слава Богу!). Сделаем конструктивные выводы. Что это еще- праздник? Конечно же, игра. А в любой игре есть свои правила и санкции в адрес играющих не по правилам. Для чего же игра нужна взрослым? Очень просто - для того, чтобы оживить с себе состояние «ребенка» - существа настолько же наивного и беззащитного, насколько творческого и неповторимого. Тот, кто забывает данную аксиому, портит праздник не только себе. И тяжелее всего это соблюсти людям, одиноким внутри и снаружи. Возможно, сейчас уже поздно что-то перевернуть. Может быть, быть беззащитным и наивным - немодно, да и просто страшно. Но - «ошибок нет, есть только уроки». Если Вы хотите остаться мизантропом и занудой на все оставшиеся дни - что ж, дерзайте, только не отступайтесь от «раз и навсегда» выбранной догмы. Если же нынешнее положение не устраивает и действительно хочется хоть на короткое время «смыть» с себя коросту догм и комплексов - новогодний праздник даст вам длительный ресурс для осуществления заветного желания. Ведь природа не дает человеку желания без того, чтобы он не мог их осуществить. А еще праздник - это система традиций и коллективного опыта. И здесь будет уместным еще одно критическое наблюдение. Испокон веков в России святочная неделя была праздником семейным. Под влиянием происшедших в стране перемен и веяний Запада эта традиция сошла на нет, и сейчас многие семьи отмечают Новый год и Рождество порознь - старики со стариками (или, что на порядок хуже - в одиночку), взрослые - в своем кругу, дети - со сверстниками. Вошли в моду массовые обезличенные уличные гуляния с треском дешевой некачественной пиротехники и почти анонимным распитием из горлышка с первым встречным, не всегда удачно срежиссированные клубные вечеринки с не всегда счастливым финалом. Некоторые говорят, что это - возвращение к многовековым традициям «соборности». Но мне так не кажется. Ибо настоящее единение это там, где никто не теряет своего лица. И только совместно приготовленная и разделенная в праздничной атмосфере трапеза нескольких поколений одной или нескольких семей способна его дать. Не случайно на приснопамятном Западе встречать праздники как «одиночество в толпе» сейчас продолжают разве что асоциальные подростки и «неформалы», а в некоторых традиционных (но отнюдь не отсталых - армия, криминальная среда) субкультурах высшей степенью объединения людей есть то, о котором говорят, что «они вместе кушают». Что ж, пока и здесь мы - на шаг позади заключенных и солдат срочной службы. Но это только писать трудно, а изменить - гораздо легче.
Итак - с праздником, дорогой читатель! Безопасной радости! И здоровья!
|