Кто бы сомневался, что результаты опросов социологов, проведенные накануне Дня защитника Отечества, будут удручающими. Исследования ВЦИОМ показали: более двух третей российских граждан не желают идти в армию. Среди причин с огромным отрывом лидирует пресловутая дедовщина, оставив далеко позади даже вероятность гибели или ранения в вооруженных конфликтах.
Но может ли ...Кто бы сомневался, что результаты опросов социологов, проведенные накануне Дня защитника Отечества, будут удручающими. Исследования ВЦИОМ показали: более двух третей российских граждан не желают идти в армию. Среди причин с огромным отрывом лидирует пресловутая дедовщина, оставив далеко позади даже вероятность гибели или ранения в вооруженных конфликтах.
Но может ли ... дедовщина служить основанием для того, чтобы призывники и их родители не выполняли Федеральный закон «О военной службе и воинской обязанности»? Любой юрист скажет, что такие действия подпадают под Уголовный кодекс и грозят реальным сроком. Тем не менее в России ежегодно скрываются от призыва примерно 20 тысяч человек.
Ни в одной другой стране мира нет такой могучей системы антиармейской пропаганды, как у нас: гигантскими тиражами издаются брошюры «Как откосить от армии?», работают сотни консультационных пунктов, за плату устраивающих призывникам липовые отсрочки, Интернет трещит от сайтов, на которых ребят учат уклоняться от службы. И вот вам результат — впервые в современной истории рейтинг военной службы упал до опасной черты. По данным социологического Центра Юрия Левады, двое из трех россиян не хотят, чтобы их муж, сын или брат служили в такой армии. А некоторые солдатские матери даже поощряют уклонистов, заявляя, что «призыв — оставшееся со времен СССР узаконенное рабство».
Это провокационная ложь: во многих странах до сих пор существует призыв, и никто его там «рабством» не называет. Другое дело, что в зарубежных армиях солдат не столь бесправен, как в нашей. Увы, российский солдат беззащитен перед зверской дедовщиной, командирским произволом и чиновничьим хамством. Но если трезвомыслящим людям это дает повод для справедливой критики и дельных предложений, то политическим горлопанам — благодатный шанс для поднятия личного рейтинга.
Вот и сейчас «радикально настроенные» либералы настаивают: «Профессиональную армию — немедленно!» Инициаторы этого пустозвонства не хотят слышать доводов специалистов — не только военных, но и гражданских – о том, что государство (прежде всего по экономическим причинам) пока не может одним махом отменить призыв и создать профессиональную армию. Для этого оно (государство) будет вынуждено в 3 (!) раза увеличить военный бюджет. «Под ружье» встанет каждый второй государственный рубль. Да ни одна страна не выдержит столь резкой и радикальной нагрузки.
Впрочем, понять логику солдатских матерей тоже можно. Любая мать по определению против всего того, что может принести малейшее неудобство ее любимому чаду. Не говоря уже о более тяжких последствиях. На этом природном инстинкте спекулировать пытаются многие, начиная от горе-реформаторов, которые хотят как лучше, но не знают КАК, и заканчивая самими призывниками.
Армия – это прежде всего работа, тяжелая, а порой и кровавая. А «стойко переносить тяготы и лишения» у нас, похоже, разучились, да и желание отсутствует. Проще сбежать под чье-нибудь заботливое крылышко, пожаловавшись на дедовщину, которая стала проклятым жупелом российской армии.
Неуставные взаимоотношения, к сожалению, существуют, отрицание фактов бессмысленно. Это как болезнь, лекарство для которой еще не создано. А вместо лечения больному настойчиво предлагают самоликвидироваться, чтобы самому не мучиться и других не мучить. Даже самый неутешительный диагноз отнюдь не всегда означает крест. Наша армия обязательно поправится, если общество станет относиться к ней заботливо, а «не вздыхать и думать про себя, когда же черт возьмет тебя»!
|