Ну, вот все и кончилось. Замерли датчики, пульс стал нитевидным, а затем и вовсе исчез. Мы его потеряли. ТОП-30 Яндекса ушел из блогосферы, как будто и не было его никогда. Уже с утра, открыв Яндекс, чтобы посмотреть, чем живут многочисленные хозяева уютных дневничков, на месте привычного списка я увидела зияющую ...Ну, вот все и кончилось. Замерли датчики, пульс стал нитевидным, а затем и вовсе исчез. Мы его потеряли. ТОП-30 Яндекса ушел из блогосферы, как будто и не было его никогда. Уже с утра, открыв Яндекс, чтобы посмотреть, чем живут многочисленные хозяева уютных дневничков, на месте привычного списка я увидела зияющую ... дыру.
Надо сказать, что само исчезновение топа вызвало реакцию куда меньшую, чем предупреждение о его исчезновении. Тогда сообщество блоггеров на-гора выдало добрые две сотни различных версий о том, кому, зачем и почему понадобилось ликвидировать хит-парад записей, начиная с давления на руководителей Яндекса и заканчивая хитроумным ходом конем, который компания провернула, дабы очистить себя от подозрений в ангажированности и пристрастности в составлении топа. В этом плане перебирать конспирологические фантазии считаю неуместным, ибо, видимо, за месяц они изрядно намозолили всем глаза. Интересной в связи с этими представляется лишь свежая запись, появившаяся в день похорон топа в блоге Максима Свириденкова, того самого журналиста и писателя, который обратился с письмом к руководству Яндекса и был удостоен персональной аудиенции со всеми фокусами и разоблачением "all inclusive". Представители руководящего состава компании Антон Волнухин и Роман Иванов "подчеркнули, что никакие чиновники или силовые структуры не обращались в Яндекс с требованием закрыть их Рейтинг популярных записей", но Свириденкова эта версия не устраивает. Блогер предполагает, что в условиях жесткой конкуренции компания решила искать поддержки в госкругах и "еще в сентябре этого года Яндекс продал свою "золотую акцию" государственному "Сбербанку России" за символическую цену в 1 евро. Эта акция дает право Сбербанку накладывать вето на продажу более 25% акций Яндекса. Таким образом, у Яндекса уже априори не может появиться нежелательный для государства соинвестор". Но мало того, после скандала с "разгоном пенсионеров водометами", создавшего крайне неблагоприятный образ милиции, госконтроль и был применен, что и привело к ликвидации топа.
Честно говоря, думается, что истинные мотивы Яндекса не нашел еще никто, и узнаем мы о них много позже. А эта версия также выглядит в меру абсурдной. Если бы некая сила, ноги которой растут из власти, захотела избежать рисков и огласки, то проще было бы запретить блогосферу целиком.
По просторам блогосферы я курсирую уже где-то пару лет. Про "ТОП-Яндекса-счастье-для-блогера" узнала примерно год назад. И сейчас, задумавшись, поняла, что я ни разу не слышала о нем, кроме как в контексте "вывести в топ". Именно "вывести". Информационные войны недаром называются войнами. В них есть своя хитроумная стратегия и тактика, производятся вычисления посложнее, чем в баллистике. Какова должна быть численность сил (сколько ссылок нужно, чтобы вывести пост в топ)? Когда лучше пойти в нападение (в какое время суток разместить пост)? Какой вид оружия использовать (про что сегодня пишем: про любовь, про плохих американцев, раздаем котят или лепим фотожабы с Лимоновым)? Ну и, естественно, в любом деле должен быть свой пиписькомер. В блогах таковых три: количество френдов, место в рейтинге (мечта - золотая сотня небожителей) и количество попаданий в топ. Здесь есть свои мачо, на счету которых не одна "победа", и которые под двумя строчками умудряются собрать сотню комментариев, а есть вечные девственники, так и не удосужившиеся ни разу попасть в топ. Да, и, конечно же, сам топ. Меряться интересно только тогда, когда замер ведется по одной линейке. Вот такой линейкой и был до сих пор ТОП-Яндекса. Это и придавало процессу соревновательность и интерес. Это, как ни прискорбно, и является причиной процентов девяноста всех ахов и охов по поводу почившего в бозе сервиса, а вовсе даже не нежная розовая кожица нарождающегося гражданского общества, оцарапанная железными когтями цензуры. Ну как же теперь мы, дорогие френды и просто юзеры, будем хвастаться друг перед другом? "Я попал в топ к Теме Лебедеву!" - скажет один, - "а я лидирую в топе Живого Журнала" - ответит другой. "А я, а я в хуюгле (WhoYOUgle), извините за выражение, закрепился" - пискнет третий, застенчиво прикрываясь ладошкой.
Вот и все.
Что же касается гражданского общества, тот как раз оно и Яндекс, и еще нас с вами переживет. Информационные потоки в блогосфере определялись топом гораздо меньше, чем мы привыкли считать. Топ был мерилом личных амбиций, а не горячих новостей. Еще до того, как я обнаружила его существование, просматривая свою френдленту в ЖЖ (которая, к слову сказать, состоит из всякого пишущего, думающего, активного и неравнодушного люда) я без труда отмечала для себя основные тренды, занимающие внимание людей. Они не ставили друг на друга ссылки, они просто обсуждали одну и ту же новость. Неслучайное совпадение выдавало информационный повод. Каково же было мое удивление, когда, заходя в топ Яндекса, я обнаруживала, что вместо этих трендов там порой висят записи, а-ля "а спорим, я соберу здесь 300 комментов?". Признаться честно - три четверти записей топа в плане полезности ничего не несли.
Поэтому есть основания полагать, что с закрытием топа Яндекса начнется не свинцовый век блогосферы, а век человека в блогах. Именно человек выйдет на первое место перед отдельными записями и ссылками. Все просто. Хотите узнавать, чем дышит общественность? Подберите себе интересных и полезных друзей в дневнике, и всегда будете в курсе событий. Теперь место в рейтинге действительно будет определяться значимостью и уникальностью контента, а также интересной подачей, а не количеством механически набранных через консоль френдов. Вы журналист и ищете сенсаций? Да просто заведите блог, и не надо лазать на рейтинги, интересно ли Вам читать про обед чужой кошки? И сенсаций больше станет и обратная связь не пострадает.
Но это, конечно, для тех, кто радеет за свободу доступа к информации и ее полноту. А те, кто коротает время в офисе в битвах за место в золотой сотне, могут проследовать в хуюгл (хотя мне кажется лучше английские буквы, наверное).
Ну а ТОП-Яндекса пусть покоится с миром. Новое утро я, по традиции, буду начинать с личной френдленты. И только с нее.
|