20 февраля 1844 года появился на свет Джошуа Слокам, канадский моряк, которому было суждено первому совершить кругосветное плавание в одиночку. А впервые о нем я услышал из уст легендарного Федора Конюхова во время его приезда в Калининград в августе прошлого года. Встречаясь с журналистами, Федор особо подчеркнул: «Не напишите только, ... 20 февраля 1844 года появился на свет Джошуа Слокам, канадский моряк, которому было суждено первому совершить кругосветное плавание в одиночку. А впервые о нем я услышал из уст легендарного Федора Конюхова во время его приезда в Калининград в августе прошлого года. Встречаясь с журналистами, Федор особо подчеркнул: «Не напишите только, ... что я был пионером кругосветных плаваний. Первым был Джошуа Слокам». Каким он был? Почему решил бросить вызов стихии? Имел ли право рисковать собой, ведь к тому времени, когда он решился на «кругосветку», на карте Земли оставалось не так уж много «белых пятен»? Итак, Джошуа родился в семье фермера в провинции британской Канады на полуострове Новая Шотландия. Дед будущего романтика был потомственным моряком, а вот отец, прекрасно ладивший с морем, пахал землю и требовал от сына того же. Детство у мальчишки закончилось уже в 8-летнем возрасте, а уже через четыре года отец заметил, что сын вместо того, чтобы махать мотыгой, закрывшись в сарае, мастерит модель парусника. «Романтику» пришлось выбивать розгами, а разломанные обломки парусника были развеяны по всему двору. Как вы думаете, чего добился отец? Только того, что сын сбежал. Причем, на беду Слокама-старшего, в порту как раз отчаливало рыболовное судно, куда Джошуа и устроился юнгой. За первые пять лет корабельной службы юный матрос дважды обогнул мыс Горн, побывал в Китае и тяжело заболел любовью к морю! А в 18 лет смышленого малого назначили вторым штурманом – случай беспрецедентный не только в английском флоте! Еще через семь лет Слокам уже капитан! А потом – пошло поехало! И самое интересное, что и женушку себе подобрал в Сиднее такую же безбашенную! Куда она только с ним не моталась. И даже рождение двух детей не остановило эту смелую женщину. Более того, когда муж купил первый свой небольшой барк, она отправилась с ним в первый коммерческий рейс. Он мог вполне стать последним, так как у берегов Бразилии барк во время шторма затонул, а Слокамы каким-то чудом выбрались на берег. Каково было остаться в чужой стране с семьей на руках и без гроша в кармане, каждый, наверное, может себе представить. Но Джошуа никогда не знал, что такое отчаяние. Он вначале построил в сельве небольшое жилище, а потом приступил к постройке каноэ. Гораздо позже его сын Виктор вспоминал, что это было самое романтичное путешествие в его жизни, так как оно продолжалось более года! Уверен, что 99 из 100 жен взяли бы в руки большую ножовку и пилили бы Слокама до конца его жизни. Но спустя несколько лет ситуация повторилась практически один к одному. На этот раз в джунглях Индонезии. Правда, на этот раз Слокам строил не каноэ, а корабль, на котором потом и ходил по морям по волнам. Но вернемся к кругосветному путешествию. На него Джошуа решился в апреле 1895 года, когда восстановленный им из развалин шлюп «Спрей» сроднился со своим хозяином. И человек, и шлюп знали, что ожидать один от другого. Шлюп имел такие параметры: длина 11,02 м; ширина 4,25 м; водоизмещение 9 т. Наверное, каждый мальчишка хоть раз в жизни исполнял 11-метровый штрафной удар (пенальти). Именно столько было в «Спрее» от носа до кормы. Маршрут Джошуа определил таким: стартовать из Бостона, пройти к берегам Европы, чтобы потом миновать Средиземное море и через Суэцкий канал и Красное море попасть в Индийский океан. Но не все оказалась так просто. Лишь по счастливому стечению обстоятельств мореплаватель дважды «разминулся» с пиратами, а один раз еле удрал от них у берегов Марокко. После чего решил не рисковать и повернул на запад. Таким образом, маршрут получился таким: Гибралтар – Южная Америка – Самоа – Австралия – Южная Африка – Вест-Индия. Пикантность кругосветке придавало то обстоятельство, что Джошуа Слокам не умел плавать! 24 апреля 1895 года «Спрей» покинул Бостон. Но в Глостере путешественник «застрял» относительно надолго, так как «собирался» в дальнюю дорогу. С собой предусмотрительный путешественник захватил даже железную печку для того, чтобы не питаться всухомятку! Отважный капитан мог и не дойти до конца. Однажды в открытом океане на «Спрей» обрушилась такая волна, что весь корпус парусника скрылся под водой. Слокама спасло только то, что он инстинктивно схватился за мачту и удержался в этом светопреставлении. Конечно, Джошуа не летел, как на пожар, на своем «Спрее», тем более что молва о путешественнике летела впереди его парусника, и в каждом порту находилось немало людей, желающих поглазеть на Слокама. А в Мельбурне ему предложили взимать плату за посещения судна. Что капитан и сделал. Входной билет стоил 6 пенсов, но люди валили валом, так что моряк хорошо пополнил «судовую кассу». А всего первое кругосветное путешествие в одиночку длилось три года, два месяца и два дня и завершилось 27 июня 1898 года, когда после полуночи «Спрей» достиг американского побережья. Еще через полтора года почувствовать себя героем-одиночкой получил возможность каждый, кто купил книгу «Вокруг света в одиночку», написанную Слокамом. Он не был прирожденным литератором, но зато никогда не кривил душой и описывал все предельно точно. А в 1909 году «Спрей» снова отправился со своим хозяином в кругосветное путешествие. На этот раз Слокам намеревался уложиться в более короткие сроки. Но в том же, 1909 году, парусник пропал без вести. Как водится, в версиях на этот счет не было недостатка. Одни говорили, что он исчез в недрах Бермудского треугольника. Вторые якобы видели Слокама уже после того, как он был объявлен пропавшим. Мол, он решил сбежать от жены и поселился на необитаемом острове, где и сгинул. Третьи утверждали, что «Спрей» в темноте разрезало большое почтовое судно, даже не заметив этого!
Но как бы там ни было, Слокам бросил вызов судьбе и доказал, что и один в поле воин. Если же говорить о «Слокаме ХХ века» Федоре Конюхове, то у россиянина есть несколько задумок: от строительства 50-метровой спортивно-экспедиционной яхты (длина 53 м, ширина – 8,7 м), до путешествия на ледовом буере по Гренландии. Дай Бог всем первооткрывателям удачи и настойчивости! Как видим, умение плавать здесь необязательно!
|