Институт развития свободы информации (ИРСИ) опубликовал рейтинг информационной открытости органов исполнительной власти РФ в 2009 году. Эксперты зафиксировали множество нарушений в ведении сайтов и отмечают, что исполнительная власть в нашей стране не готова открыться перед россиянами.
Согласно рейтингу информационной открытости, в России деятельность тех или иных органов исполнительной власти ...Институт развития свободы информации (ИРСИ) опубликовал рейтинг информационной открытости органов исполнительной власти РФ в 2009 году. Эксперты зафиксировали множество нарушений в ведении сайтов и отмечают, что исполнительная власть в нашей стране не готова открыться перед россиянами.
Согласно рейтингу информационной открытости, в России деятельность тех или иных органов исполнительной власти ... доступна всего лишь на 30%. Из них львиная доля - 89% - это общая информация о самом учреждении, история его развития и описание деятельности. Только 11% информации на единичных сайтах рассказывает о том, как расходуются бюджетные средства. Специалисты Института развития свободы информации называют такое положение дел «черной полосой» на пути борьбы с коррупцией.
В рейтинг информационной открытости вошли 80 официальных сайтов органов исполнительной власти. Первую десятки возглавляет сайт Роспатента, степень информационной открытости этой структуры составляет 55% - выше этой отметки не поднялся ни один другой исполнительный орган. На втором месте находится Федеральная миграционная служба России, на третьем МЧС России, четвертую позицию занимает Ростехрегулирование, замыкает пятерку МИД. На десятом месте Министерство здравоохранения и социального развития.
Эксперты отмечают, что даже к лидеру рейтинга хватает претензий.
«Зайдя на сайт Роспатента сразу видишь фразу «Для корректной работы сайта необходим браузер IE6.0+». Не очень понятно, почему гражданин должен просматривать сайт, сделанный на средства налогоплательщиков, в платном интернет-браузере, который делает один монопольный производитель в мире», - заявила Ася Власова, директор направления открытых программных решений IT-компании «КОРУС Консалтинг».
Самую последнюю позицию, по данным Института развития свободной информации, занимает сайт Рособоронпоставки, точнее его отсутствие. Чуть выше находится сайт Службы внешней разведки России. 12% открытости в рейтинге получила служба Росалкогольрегулирование, которая фактически не обновляет имеющуюся информацию, на 1% больше у ФСИН.
Председатель Института развития свободы информации Иван Павлов отметил, что «и за это надо сказать спасибо». Пару лет назад, у 53-х органов исполнительной власти не было своих официальных сайтов. Сейчас имеют все, за исключением Рособоронпоставки, но без нарушений не ведется ни один. В ходе проверки выяснилось, что доменное имя некоторых сайтов зарегистрировано не на федеральный орган власти, а на какой-нибудь подчиненное государственное учреждение.
«Соответственно, этот сайт не имеет права считаться официальным, и информация там может просто не соответствовать действительности», - добавил Павлов.
Специалист подчеркнул, что информация о действия всех учреждений исполнительной власти должна находиться в свободном доступе. При этом необходимо не просто создавать видимость информационной насыщенности, но и действительно нести пользу для посетителей сайтов.
«Составляя рейтинг, мы столкнулись с тем, что некоторые службы тратили бюджетные деньги выделенные на создание сайта, но создавали его таким образом, что ни один здравомыслящий человек, не нашел бы там нужной ему информации. Это расход бюджетных средств впустую, любой человек как спотыкался об административные барьеры, так и продолжит это делать», - подчеркнул Павлов.
Так, например, на сайте Роспотребнадзора на первый взгляд вроде бы присутствуют все необходимые ссылки, разделы и данные. Но, как только мы захотим войти в рубрику под названием «Прием граждан», где можно составить жалобу и написать письмо, то попадем почему-то в пресс-релизы. А на сайте главного управления специальных программ Президента РФ вообще нет никакой информации. Заходим в раздел «Контакты» и видим, что администратор сайта работает с 15.00 до 17.00 часов.
«Официальные сайты ведутся ужасным образом. На многих такой шрифт, что даже с хорошим зрением не разобрать, что написано. Но больше всего поразил сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Раньше, чтобы получить информацию о ГОСТе необходимо было заплатить и оформить кучу справок. Суд обязал службу вывешивать требования к ГОСТам и формально это требование было выполнено, но на практике эту информацию нельзя ни скопировать, ни распечатать», - подчеркнула сотрудник ИРСИ Елена Голубева.
Также выяснилось, что многие Федеральные органы исполнительной власти злоупотребляют полномочиями во время разработки своих информационных сайтов. Бюджетные средства на развитие таких официальных сайтов выделяются регулярно, а некоторые из служб еще и зарабатывают на этих сайтах.
«В ходе своего исследования мы обнаружили, что на многих официальных сайтах присутствует обычная реклама. Как правило, это услуги какой-нибудь частной юридической фирмы. Или же объявления о товарах. Тут же дается гиперссылка, которая ведет на сайт фирмы», - отметила Голубева.
Российские органы исполнительной власти не готовы к информационной открытости, уверен Иван Павлов. Согласна с ним и Власова.
«В целом, конечно, нельзя утверждать, что российские органы госвласти готовы к «полной информационной открытости». По-прежнему «торговля информацией», которая, по идее, должна быть открыта для всех граждан, является серьезным источником заработка для аффилированных с госструктурами компаний», - пояснила она.
И хотя по сравнению с последним годом, уровень доступности для россиян сведений о том или ином федеральном учреждении поднялся на 10 процентов, «это остается ничтожно низким показателем», уверен Иван Павлов.
«Сегодня, чтобы получить сведения, которые должны быть абсолютно доступны, не нужно платить никаких денег. Тем не менее, налоговые службы требуют заплатить за выписку из единого государственного реестра. А на официальном сайте налоговиков эта информация является закрытой. Что остается делать простому гражданину? Это ли не показатель коррупции?» - заявил председатель ИРСИ.
По его мнению, если правительство заинтересовано в том, чтобы искоренить коррупцию, то «необходимо строго следить за деятельность официальных сайтов органов исполнительной власти». В противном случае, сайты будут существовать формально, россияне по-прежнему будут отстаивать огромные очереди в надежде получить нужную справку. А те, кто не располагает временем - платить.
И все же эксперты полагают, что ситуация с интернет-представительствами органов госвласти начала активно меняться последнее время.
«Важный вектор для работы в этом направлении задает, конечно, президент. Дмитрий Медведев постоянно подчеркивает важность информационных технологий для развития сферы госуправления, да и сам живо интересуется тем, что происходит в Интернете: читает блоги и новости в Сети, может зайти на сайт любого органа власти и лично проверить, как работает ресурс. Все это дисциплинирует и заставляет двигаться вперед», - считает Власова.
Добавим, что согласно принятому постановлению правительства РФ, с 1 января 2010 года все органы исполнительной власти обязаны иметь свой официальный сайт, на котором будет максимально прозрачно освещена их деятельность.
Рейтинг информационной открытости официального сайта федерального органа исполнительной власти Российской Федерации (первая десятка):
1. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) - - 55%
2. Федеральная миграционная служба (ФМС России) - - 53,55%
3. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - - 46,49%
4. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) - - 45,64%
5. Министерство иностранных дел РФ (МИД России) - - 45,6%
6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) - - 43,69%
7. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) - - 42,93%
8. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) - - 42,55%
9. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) - - 42,27%
10. Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России) - - 41,9%
|