VAS - Value Added Services, что переводится примерно как «дополнительные услуги» или же «прибыледобавляющие услуги». Попытаюсь объяснить, что это такое. Очень часто в статьях о маркетинге в бизнесе сотовой связи упоминается термин ARPU или, по-русски, средний доход оператора связи с одного абонента. В условиях ценовой войны операторы стремятся повысить ARPU ... VAS - Value Added Services, что переводится примерно как «дополнительные услуги» или же «прибыледобавляющие услуги». Попытаюсь объяснить, что это такое. Очень часто в статьях о маркетинге в бизнесе сотовой связи упоминается термин ARPU или, по-русски, средний доход оператора связи с одного абонента. В условиях ценовой войны операторы стремятся повысить ARPU ... любыми возможными способами. Наиболее действенный способ – предоставление абоненту различных дополнительных услуг, к ним относят рингтоны, игры и заставки для мобильников, виртуальные службы знакомств, различные виды SMS (Short Message Service) – как обычные, так и содержащие WAP-ссылки на рингтоны и картинки, – то есть, все, что можно хоть как-то посмотреть или послушать на мобильном телефоне, и за что можно снять со счета денежные средства. И если цены за минуту разговора падают медленно, то доходы от VAS растут быстро. В 2004 году на дополнительных услугах было заработано 17 млрд. долларов, в 2005 – 57 млрд., а в 2006 – около 100 млрд., дальше – больше. Этот рынок постоянно развивается и прогрессирует вместе с техническим оснащением мобильных телефонов. Общую тенденцию можно заметить, если проранжировать VAS-сервисы по количеству клиентов и проследить за изменениями. Следует учитывать, что технологически большинство сервисов так или иначе связаны между собой и их разделение носит несколько условный характер. 1. Услуги на базе SMS. Это и всевозможные медийные голосования, конкурсы и викторины, службы знакомств, сервисы по заказу мелодий и игр, рассылки анекдотов и гороскопов, а также информационные сервисы на основе технологии Cell Broadcast (примером этой технологии может являться услуга «Хамелеон» от небезызвестной компании «Вымпелком»). Технический потенциал услуг на базе SMS практически исчерпан и все новые предложения так или иначе будут основываться на старых технологиях. 2. Услуги на базе WAP, GPRS, доступ в Интернет. Мобильный доступ трудно отнести к VAS-сервису, слишком уж эта услуга востребована, тем не менее, это VAS. Популярность этого пункта будет расти год от года, не только по мере увеличения активных Интернет-пользователей, но и вследствие ввода в эксплуатацию еще более быстрых стандартов передачи данных (EDGE, WiMAX, HSDPA). 3. Информационно-развлекательные услуги. Это все остальные сервисы, которые не вписались в первые два пункта, а также плеяда тех услуг, которые так или иначе связаны с ними. Этот вид услуг также будет активно развиваться и совершенствоваться вместе с технологиями. А хороших перспективных идей – море! К примеру, в больших городах очень возможно быстрое развитие сервиса по определению местонахождения ближайших от абонента мест, где можно потратить деньги. Обязательно найдутся магазины, кинотеатры, аптеки, супермаркеты, автосервисы, которые в случае заинтересованности абонента в услуге, с радостью сообщат, что вот, мол, мы здесь, совсем рядом – заходите, покупайте. И за этот сервис будет платить уже не абонент, а рекламирующая себя компания. Также витает в воздухе идея скрестить SIM-карту с кредитной, что позволит использовать телефон для оплаты покупок, коммунальных услуг, проезда в метро и всего прочего. Подводя итог, замечу, что в ближайшее время связь будет дешеветь, но сэкономить на ней сможет не каждый – над этим работают специалисты по развитию VAS. По разным оценкам, уже к 2009 году доля неголосовых услуг связи достигнет 40–60%, если приглядеться к темпам развития VAS в Европе, в странах Азии и Америки, то этот прогноз, скорее всего, сбудется.
Таковы тенденции рынка – будьте в курсе!
|