Когда люди приезжают в Санкт-Петербург первый раз, они уже знают, что им нужно: съездить на обзорную экскурсию, проплыть по рекам и каналам, посетить Эрмитаж, Русский музей, Петропавловскую крепость, Петродворец и Царское Село.
Тем, кто приезжает не впервые, наверно, не стоит обходить опять эти места, разве только ...
те, которые полюбились в первый приезд. Лучше подробнее рассмотреть город «изнутри», полюбоваться на архитектуру, сходить в новые музеи, посмаковать атмосферу города.
Попробуем денёк походить по Центру города, для начала по традиционным местам экскурсий. Предупреждаю, что машина, взятая напрокат или у друзей, будет в Центре обузой - пробки и отсутствие парковок стали здесь настоящим бедствием. Удобнее передвигаться пешком и на общественном транспорте. Мы будем ходить пешком, сколько хватит сил, отсчитывая затраченное время.
Выйдем из метро на станции Гостиный Двор, выход на канал Грибоедова, и сразу увидим здание, которое не заметить нельзя. Его приметы - богатый лепной декор в стиле модерн и стеклянный глобус на угловой башне. Это - Дом книги, культовое место для жителей города. Если вы любите книги, не ходите туда - вся экскурсия пойдёт насмарку: засмотритесь на отделку залов, зачитаетесь (там можно посидеть и почитать), не найдёте сил выйти.
Мы пойдём от метро направо по набережной канала. На нас надвигается неестественное для Санкт-Петербурга сооружение - Храм Воскресения Христова, называемый в народе Спас на крови. Он исполнен в стиле русской архитектуры 16-17 вв., а построен в память об убиенном на этом месте царе-реформаторе Александре II. Пока мы до него не дошли, обратим внимание на желтое длинное здание с колоннами, мимо которого идем. Это - корпус Бенуа Русского музея. В нем проводятся выставки лучших российских художников разных времен и направлений.
Когда мы доходим до Спаса на крови, от него уже глаз не оторвать. Крыши и карнизы раззолочены, а все стены, колоколенки, купола выложены разноцветными изразцами, мозаиками и керамической черепицей. Мозаичное Распятие размещено со стороны канала и видно с другого берега. В советские времена студенты, прячась от милиции, приносили сюда записочки с просьбой помочь сдать экзамены. Это странно, потому что убил царя именно студент.
|
Своды Спаса на крови.Фото Сергея Федорова |
Обязательно в музей зайдем и рассмотрим мозаики из смальты из полудрагоценных камней, сплошным ковром покрывающие стены и своды. Часа вполне хватит.
Выйдя из музея, идем по мосту влево, не забывая взглянуть на Распятие, и проходим до конца длинной Конюшенной площади. Симметричное низкое здание на ней было когда-то службами Конюшенного ведомства, а посредине находилась церковь, в которой тайно ночью отпели Пушкина.
Вокруг площади несколько небольших мостов, потому что в этом районе река Мойка имеет крутую излучину, и здесь начинается канал Грибоедова. Сама же Мойка соединяется с Большой Невой протокой - Зимней канавкой.
|
Зимняя канавка.Фото Сергея Федорова |
Этот канал, узкий, с нависшим над ним дворцовым переходом, и днем выглядит неуютно, а ночью - жутковато. Здесь Лиза ждала Германна, который так и не вышел к ней из служебного входа дворца. Помните: «
Уж полночь близится, а Германна всё нет...»?
Напротив этого места - наша цель, дом 12 по набережной реки Мойки, где была последняя квартира А.С.Пушкина. Теперь это не просто музей-квартира, а целый мемориал с внутренним двориком. Тут всё дышит любовью к поэзии и Поэту. Если вы не будете трепетно замирать перед каждым экспонатом, вам вполне хватит часа, а будете - так все три.
Продолжаем путь и доходим до широченной площади. Правда, это не площадь, а мост, Певческий, плавно перетекающий в Дворцовую площадь. Но мы свернём налево - во дворы Капеллы. Прекрасные здания Капеллы построены всё тем же архитектором Бенуа. Ажурные ворота, светлые фасады и мелкие лепные украшения создают впечатление легкости. А летом из открытых окон можно услышать пение. Если мы пройдём дворы до конца, попадём на Б.Конюшенную улицу. Там есть, где перекусить, потом будет негде.
Перекусывайте и отдыхайте. Ведь мы гуляем уже четыре часа. А во второй части статьи - после перекуса - мы отправимся дальше.