«Давай присядем!» – выдыхаю я, и мы облегчённо валимся на тёплую землю. Высота – 750 метров над уровнем моря. В глазах рябит от зелени изумрудного, малахитового, бархатного и пепельного цвета. Запахов практически нет.
«Только небо, только ветер, только радость впереди!» И сумасшедший прилив кислорода, от которого кружится голова. Гора гостеприимно ...
протягивает свои тропинки, словно раскрытую ладошку. Далеко внизу начинает восхождение очередная группа чудаков. Мы сидим с закрытыми глазами, прижавшись плечом друг к другу, слушаем ветер и умиротворяющую тишину. Лёгкие разрывает от потока свежести. Вот, пожалуй, истинная гармония, наедине с природой. «Юль, я ещё никогда не чувствовал себя таким свободным! Я сейчас… настоящий!» – шепчет Серёжка. Молча киваю. Даже говорить не хочется.
«Какая в сущности смешная вышла жизнь,
Хотя, что может быть красивее?
Чем сидеть на облаке и свесив ножки вниз,
Друг друга называть по имени…»
С раннего утра небо затянуло чем-то серым и непроглядным. Сонные прохожие спешили на работу, в парке подметали, рассаживали по скамейкам попугаев и открывали кассы. Совершенно случайно мы подошли к экскурсионным щитам с фотографиями. Женщина заулыбалась, загремела армянскими серьгами и замахала руками: «Ребята, скорее – последние места на Красную Поляну!». Мы в нерешительности остановились. «Вы вообще видели любимый курорт Путина?» – прозвучал последний весомый аргумент, и мы с азартом выгребли из карманов последние деньги. Посмотрели с улыбкой на просыпающийся Сочи и кивнули друг другу: в путь!
Первым делом нам повезло с экскурсоводом и собравшейся командой. Иван напомнил мне сторукого бога Шиву: он ловко прицепил к голове микрофон, раздвинул занавески, пересчитал нас по головам и мягко тронул VIP-автобус, не переставая рассказывать, где мы сегодня побываем. Он, наверняка, мог бы ограничиться сухими цифрами и фразами «посмотрите направо… налево». Но было видно, что ему нравится родной город, нравится знакомиться с людьми и к концу дня провожать их, как близких друзей, поэтому он с интересом спрашивал о наших городах, вспоминал, как возил кавээнщиков и поп-звёзд, шутил, следил за временем и периодически направлял нас в нужное русло.
Смотровая площадка – с видом на ущелье и заросшие вершины. Тут же предприимчивые горцы предлагали сфотографироваться с «кавказским воробышком»: грифы и совы в их руках недовольно щёлкали клювами и махали метровыми крыльями. Когда-то сюда заезжал Ван Дамм, сжалился над живностью, заплатил местным предпринимателям и отвёз зверьё в ближайшее лесничество. Правда, через неделю местные заявились к лесникам и забрали обратно свои «источники дохода».
Пасека представляла из себя аккуратный домик с ухоженным садом. Такой же молодой и улыбчивый Евгений (пчеловод в третьем поколении) посадил нас в тенёк и заговорщически подмигнул: «Ну, будем пробовать!» Мы в недоумении переглянулись. «Ну, кто же уезжает с пасеки трезвым? – не унимается хозяин. – Вам ещё столько ущелий преодолевать! Надо зарядиться!»
И пошло-поехало, по нарастанию градуса: кисловатая медовуха, можжевеловый вермут, белое вино «Изабелла», красное полусладкое, крепкий ядрёный сбитень.
– А Вас часто пчёлы кусают?
– Во-первых, у них нет зубов, они жалят. Во-вторых, 200 укусов в день – это нормально, у нас с детства вырабатывается противоядие.
Затем Женя с той же лёгкостью стал открывать перед нами баночки с мёдом: альпийский и каштановый, с орешками и в сотах, маточное молочко и пыльцу.… Усаживались в автобус с лицами детей, которые в отсутствие родителей вдоволь налопались шоколада!
Дальше открылся вид на
ресторанно-спортивный комплекс «Альпика-Сервис». Кто-то полез за адреналином на канатно-кресельную дорогу. (Возвращались, пошатываясь, с серыми, но счастливыми лицами!) Кто-то, не напрягаясь, рванул к снежным вершинам на джипах. (Вернувшись, эти смельчаки аккуратно усаживались в автобусы, морщась и придерживая отбитую «пятую точку»). Вместе с ними возвращалась партия «полярников»: парни, одетые в аляски, шлемы и ковбойские сапоги, пыхтя, тащили лыжи и снегоходы. Странно было смотреть, как они смешивались с толпой пёстрых маечек и бандан. Кто-то с удовольствием ловил форель в бассейне, забросанном монетками. А кто-то, забравшись на лошадей, углубился в лес, подальше от шума и гама.
К
водопаду «Девичьи слёзы» (на обратном пути с Красной Поляны) мы двинулись пешком: скалы крошатся от шума и сотрясения транспортом. Источник является рекреационной охраняемой территорией России. Здесь – только молчать, задрав голову высоко вверх, вспоминая разбившегося здесь актёра и режиссера Андрея Ростоцкого…
Нарзанный источник «Чвижепсе» – самое настоящее чудо, бьющее из-под земли. Вокруг – поляна гномов. А внутри – фонтан с краниками, откуда течёт самая настоящая минералка. Насыщенность железом и мышьяком – самая высокая из всех известных минеральных вод.
– Наберу-ка я такой водички тёще! – злорадно шепчет мужчина за спиной.
– Я Вас умоляю! – улыбается экскурсовод. – Да Ваша тёща всех переживёт, если будет пить эту воду! А насчёт мышьяка – в малых дозах он всё же полезен.
По углам комнаты восседают четыре медведя, с волшебными струйками изо рта. «Можно попить, умыться и не вытираться!» – советует Иван. Через несколько минут кожа чувствует себя упругой и блестящей, как у младенца, будто её обильно смазали кремом. Здорово!
Неподалёку – бывшая
дача Березовского «Медвежий угол». Теперь она принадлежит каким-то депутатам. Рядышком – чистейший пруд с форелью, облагороженные фонтанчики и аккуратно постриженные деревья. Вообще, звёзды любят этот дивный край: рядом с дачами Макаревича и Малежика – дома Жириновского и Лужкова.
В 19 веке один польский художник, обнаружив у себя последнюю стадию туберкулёза, приехал умирать в этот прекрасный край. Однако спустя год… полностью вылечился от недуга. Кстати, сочетание уникального воздуха и целебной воды вылечивает кожные и сердечные заболевания, отклонения неврологического и диабетического характера.
Дело близится к вечеру, ноги гудят, а на сердце – невероятная лёгкость. Автобус берёт курс на Сочи. «Если вы не против – я тихонько включу музыку? Знаете, если когда-нибудь долгими зимними вечерами вы вспомните этот тёплый день и улыбнётесь – мне будет приятно!»
Спасибо, гостеприимные сочинцы! Спасибо, Красная Поляна! Удивительная Родина облаков, где должен побывать каждый…