О полётах к планетам и звёздам мечтать в нашей стране начали ещё до Революции. Революционеры мечтали о прорыве к звездам, понимая что сделать это может только то общество Общества Будущего, за которое оно шли на смерть. Приговоренный к смерти гениальный изобретатель-революционер Кибальчич в камере смертников пишет не письма родным, не ...
прошения о помиловании, а чертит наброски реактивного межзвездного аппарата, зная что царские крючкотворы могут сохранить его в тюремном архиве для потомков.
О Космосе мечтали самые передовые люди России, образовалось целое направление в философии - Русский Космизм. К философам-космистам относится и основоположник космонавтики Константин Эдуардович Циолковский, который заложил теоретические основы космических полётов, дал философское и техническое обоснование освоения космоса Человечеством. Циолковский настолько обогнал своё время, что его на Западе в то время попросту не поняли и… забыли! Помнили и чтили его только русские.
Тем не менее, начиная с 60-х на Западе, крупные учёные стали выдвигать проекты освоения космоса, один-в-один совпадающие с проектами Циолковского, но полностью присваивая себе авторство его идей. К этой категории относятся так называемая «Сфера Дайсона», «Космические поселения О’Нэйла” и многое другое. На Западе наследие великого учёного и философа почти вычеркнуто из истории и практически неизвестно даже специалистам.
К 1917 году идеи Циолковского полёта к иным мирам, к звёздам и расселению Человечества по Вселенной, получили заметное распространение среди прогрессивной интеллигенции. Одним из поклонников этой идеи был ближайший соратник (и оппонент) Ленина – Александр Богданов. Будучи личностью весьма неординарной, он не только был поклонником этих идей, но также прославился тогда тем, что написал два очень популярных в свое время фантастических романа (в 1907-м году!) про экспедицию на Марс - «Красная Звезда» и «Инженер Мэнни». По стилю эти романы были классической утопией.
То есть автор, желая ознакомить людей с идеей построения социализма, поместил его на Марс. Отправил туда своего героя и описал, таким образом, то, что, по его мнению, должен представлять из себя социализм.
Воздействие его романов на сознание современников было очень сильным, например, во многом «Аэлита» Алексея Толстого была написана под впечатлением от книг Богданова. Поместив социализм на Марс, он тем самым, задал эталон и цель – сделать так, как на той самой «красной звезде, по имени Марс». Ну и неявно он указал ещё одну цель для будущего человечества – подняться к звёздам.
Царской России, как и современной олигархической Россиянии никакой Космос был не нужен и даже вреден. Шанс для развития идей Циолковского дала Великая Октябрьская Социалистическая Революция. Захлестывающий Страну Советов энтузиазм строительства Нового Общества был неразделим для русского человека с мечтой о других мирах.
Есть даже полулегенда, что красная звезда на гербе страны – есть ни что иное, как Марс. Планета, на которую НАДО обязательно слетать! Разрушенная, нищая крестьянская страна грезила полетами в Космос. В 20-х года огромную популярность в СССР получила замечательная научно-фантастическая книга А. Толстого «Аэлита» о полете на Марс двух энтузиастов на самодельной ракете. Фантастической для того времени была межпланетная ракета, но отражение состояние духа в Красной России было совершенно реальным: группы инженеров-энузиастов жили идеей создания реальных средств преодоления межпланетных пространств. К концу двадцатых годов ХХ в стало очевидно, что для освоения Космоса подходит только ракетная техника на рективной тяге. Прототипом инженера Лося из «Аэлиты» был реальный советский инженер - преподаватель Московском авиационного инстита Фридрих Артурович Цандер. Смертельно больной неизлечимой формой туберкулёза он успевает основать научно-инженерную группу ГИРД, заложить основы теоретических расчетов реактивных двигателей, ракетной астродинамики, расчета продолжительности космических полетов, выдвинуть концепцию космоплана – комбинации самолета и ракеты, теоретически обосновать принцип планирующего спуска из околоземного пространства, доказать идею «гравитационной пращи», которую сейчас используют почти все космические аппараты, отправляемые для исследования групп планет.
На работах Цандера основывались почти все последующие разработки ракетной техники.
В московскую группу ГИРД входил будущий Главный Конструктор советских ракет-носителей – Сергей Павлович Королёв. В начале работы наши ракетчики имели только одну идею: построить космический корабль для полёта в космос, как мечтал Цандер - на Марс, который полагался обитаемым, а как промежуточный этап – на Луну, как считал Циолковский.
Но реальность показала, что без завершения Индустриализации никаких шансов на полет к Марсу быть не может. Поэтому стали строиться не романтические планы, а более реальные, но зато выполняемые: ракеты предполагалось применять в двух основных областях: «геофизические ракеты» для исследования верхних слоёв атмосферы, куда тогда не могли подняться аэростаты и самолёты и еще в – военном деле.
Геополитические и идеологические противники не скрывали планов подготовки военного уничтожения Советской России. Кстати, результатом развития военного направления были простые по своей идее, но обладающие ужасающей эффективностью системы залпового огня – реактивные миномёты «Катюша» конструкции Ивана Платоновича Граве, он же изобретатель твердотопливной ракеты на бездымном порохе. К сожалению, из-за тотальной фальсификации истории имя настоящего создателя оружия-легенды сейчас мало кому известно. После начала Войны стало явно не до разработок полетов к Марсу, делалось то, что могло непосредственно помочь разгрому врага: проектировались реактивные истребители, ракетные ускорители для тяжёлых бомбардировщиков, тяжелые 300- мм реактивные мины («Андрюша») и др.
Применение немцами крылатых ракет Фау-1 и баллистических ракет Фау-2 против Англии показало их высокую эффективность. Практика показала, что баллистические ракеты были неуязвимы для ПВО того времени и являлись неотразимым оружием.
Кстати, идея крылатой ракеты и приоритет ее создания принадлежит Цандеру, из неопубликованной брошюры которого ее унаследовал С.П. Королёв, который назвал ее «самолетоснарядом». Такая ракета была испытытана Московским ГИРД в 1936 году. Немцы повторили эту идею, по их утвеждениям, не зная о советской разработке, однако по одной из версий перспективная разработка была-таки украдена немецкой разведкой.
Рождение космической программы
Бурное развитие ракетной техники после Великой Отечественной Войны неизбежно привело к разработке Советской Космической Программы. Советская Космическая Программа рождалась как естественное продолжение оборонных программ.
План полета человека в Космос был предложен Сталину в 1946 г, но последовал ответ: «Полстраны в руинах, надо подождать лет 7-8, пока не поднимемся». Сталин помнил об этих планах и государственный планы создания Р-7, основы всей Советской Космонавтики был подписан Сталиным и принят к исполнению всего за несколько недель до его смерти. Планировалось не только послать человека в околоземное пространство, но и создать невиданное в истории средство доставки оружия – межконтинентальную баллистическую ракету. К тому времени СССР сумел создать ядерную бомбу, но без средств доставки до цели она не могла стать полноценным оружием возмездия. У американцев было вполне надёжное средство доставки – тяжелые бомбардировщики В-52, тем более американцы окружили СССР со всех сторон своими военными базами, с которых они свободно поражали любой город СССР, в то время как главные американские города были вне зоны досягаемости советских бомбардировщиков. Территория США, за исключением Аляски, оставалась практически недоступной для нанесения ответного удара. Американцы полагали, что СССР попал в безвыходное положение и будет практически беззащитной жертвой.
Планы США по нанесению ядерных ударов по городам СССР и развязыванию войны были хорошо известны, да вчерашние союзники особо их и не скрывали - подготовка к уничтожению СССР и русского народа велась в США полным ходом. По плану Дропшот планировалось сбросить на советские города 300 атомных бомб, уничтожив почти половину населения и большую часть промышленного потенциала. Всерьез создавались планы раздела России на зоны оккупации, подбирались кадры для этого и т.д.
Чтобы сорвать эти планы, жизненно необходимо было создать такое средство доставки атомной бомбы, которое могло достичь противоположного полушария, в противном случае страшный удар англосаксонских фашистов по русской цивилизации был неизбежен. Достижимость территории агрессора для ответного ядерного удара очень серьёзно бы охладила пыл этих нелюдей, всегда с наслаждением истребляющих беззащитных людей, но опасающихся грозного противника. Что, кстати, подтвердило ближайшее будущее.
В середине 40-х у наших инженеров было два варианта решения задачи: бомбардировщик дальнего радиуса действия и баллистическая ракета, выходящая в ближний космос.
Расчеты показали, что США вполне могли обезопасить себя от бомбардировщиков в основном из-за военных баз по всему миру, часто почти на границе СССР. Ракету же сбить было практически невозможно. Только сейчас появились относительно надёжные средства перехвата боеголовок, но даже в обозримом будущем они не по-прежнему не способны отразить массированный удар тысяч ракет.
Вполне естественно, что именно развитие ракетнной отрасли получило максимальное финансирование. Но наши инженеры продолжали мечтать о звёздах. Ракета не только может доставить в любую точку Земли атомную бомбу, но и может вывести на орбиту искусственный спутник земли (ИСЗ). Советские люди верили, что военная тематика их разработок – зло неизбежное, но преходящее, которое вот-вот кончится. Они верили в светлое будущее, когда война и насилие отойдут навсегда в прошлое, и можно будет заняться непосредственно изучением тайн Вселенной.
В стране, победившей фашизм, подобные идеи носились в воздухе. Произведения фантастической литературы 30-х и послевоенных годов об этом прямо свидетельствуют.
Ещё до запуска Первого Искусственного Спутника Земли (ИСЗ) в нашей стране Иваном Антоновичем Ефремовым было создано гениальное фантастическое произведение «Туманность Андромеды» о людях Будущего и полётах к звёздам. И.А. Ефремов не мог знать о глубоко засекреченных работах по созданию мощных ракет, способных выводить спутники на орбиту Земли и запускать аппараты к небесным телам. Он просто отразил современное ему состояние духа людей страны, их мечтания и конкретные представления о прекрасном Будущем. И то, что это Будущее прямо связано со звёздами, было очень знаменательно.
Первые шаги за атмосферу
Естественно, что в процессе создания ракет, не обходилось без испытательных пусков. Эти пуски часто использовались для зондирования верхних слоёв атмосферы. Выделилось даже специальное направление в конструировании и использовании баллистических ракет – геофизическая ракета. Практически все ракеты перед «семёркой», выведшей первый ИСЗ на орбиту, были геофизическими. Нумерация велась непритязательно: первая буква «Р» – «ракета», а далее номер модели. Модель седьмая – та самая, что вывела и первый ИСЗ, и первый корабль с человеком на борту.
Чем более мощными становились ракеты, тем выше они забирались в верхние слои атмосферы, которые уже всё менее и менее отличались от космического пространства. Уже Р-5 могла выходить в космос по баллистической траектории. Но для полноценного запуска спутника она ещё не годилась.
Наши учёные были осведомлены, что в США тоже ведутся работы по ракетной тематике, тем более они вывезли в США талантливого изобретателя немецких ракет – Вернера фон Брауна и сумели похитить ряд других крупных ученых Германии. Но так как у США были носители ядерного оружия самолёт Б-52, то с разработкой мощных ракет они не спешили. По-видимому считали, что до этого не дойдёт – СССР падёт раньше. Тем не менее, они весьма шумно заявили о том, что собираются запустить первый искусственный спутник Земли. Даже демонстрировали то, что собирались запустить – аппарат величиной с апельсин. Вокруг этого дела, как обычно для американцев, был поднят невероятный пропагандистский шум. Считалось, что данный запуск будет несомненной демонстрацией всему миру абсолютного превосходства англо-саксонской науки над всеми остальными, прежде всего - над советской. Они даже не сомневались в том, что будут первыми. Тем более, что со стороны «русских» в этой области было глухое молчание. Разведка США знала, что в СССР работы над ракетами ведутся, но не знали насколько успешно. «По умолчанию» считалось, что русские «всегда» отстают от американцев.
Пуск американской ракеты был приурочен к международному геофизическому году. Но их в этом преследовала целая серия неудач.
У нас также подумывали о запуске первого ИСЗ.
Были даже выполнены эскизное проектирование ракеты для запуска спутника на основе уже отработанных, рабочих моделей. В ходе этих работ стало ясно, что уже с Р-5 это технически возможно хотя она была ракетой средней дальности. Предполагалось (по эскизному проекту) связать четвёрку этих ракет, для запуска спутника.
Но наиболее важной целью на тот момент, было создание межконтинентальной баллистической ракеты, способной нести атомную бомбу.
Поэтому проект запуска спутника был отложен до тех пор, пока не появилась Р-7. «Семёрка» прошла успешные испытания как раз к геофизическому году. Так как для ракеты было совершенно не важно, какой груз нести, было решено, в один из пусков поставить в виде полезной нагрузки Спутник.
Кстати Спутник, по свидетельству инженеров, был сделан весьма интересно: корпусом ему служила оболочка атомной бомбы с полностью удалённой начинкой. Начинкой для первого ИСЗ был простой радиопередатчик.
Фото Спутника
Политическое значение запуска первого ИСЗ
Уже вес первого спутника поверг американских инженеров изумление. Если они рассчитывали с помощью своей "суперпередовой" ракеты-носителя «запустить апельсин», то советский спутник весил почти центнер.
Второй искусственный спутник Земли – первый в мире биологический спутник, в герметической кабине которого в ноябре 1957 г. совершила полет собака Лайка.
А запуск третьего спутника вообще шокировал – его вес был полторы тонны.
Третий искусственный спутник Земли – первая в мире автоматическая научная лаборатория в космосе. Запущен в мае 1958 г. для проведения исследований околоземного и космического пространства.
Американцы поняли, что они отстали и отстали серьёзно от тех, кого они прежде считали безнадёжно отставшими «от передовых демократий» в области науки и техники. Запуск трёх ИСЗ подряд стали исключительно болезненным щелчком по чванству и самолюбию американских правящих кругов. Они думали, что страна, пережившая самую страшную войну за всю историю Человечества, вынесшая главную её тяжесть, уже никогда не оправится и тем более не составит конкуренции таким могучим и процветающим Соединённым Штатам, паразитирующим на материальных и человеческих ресурсах почти всего мира.
Если получение атомной бомбы Советами ещё как-то можно было списать на то, что её секрет и технологии производства «украли», то запуск Спутника раньше американского, да ещё с параметрами чудовищно превосходящими американский аналог, списывать было не на что. Тут уже явно было видно, кто реально впереди, а кто отстал. Этот же пуск стал ярким свидетельством существенного превосходства именно советской экономической системы. В рамках рыночной экономики подобные рывки были невозможны в принципе. Летящая среди звёзд небесных рукотворная звезда Советского народа – очень серьёзно повлияла на все народы Земли. Социализм, как реальность, как система, стал реальной и привлекательной альтернативой Западной системе капитализма Из абстракции стал весьма зримой реальностью для всего Мира. Естественно, что для США стало очень насущным, даже в чисто пропагандистских целях реабилитировать себя в космосе.
Дальнейшая детализация космической программы
Поначалу, программа как таковая была только в умах инженеров и ученых, непосредственно занятых созданием ракетной техники. Носила она совершенно абстрактный характер типа: «Хорошо бы слетать на Луну, на Марс, к Звёздам», но когда стало абсолютно ясно, что Спутник будет запущен в ближайшие несколько лет, Королёв разослал академикам письмо, в котором просил их изложить мнение о задачах, которые могли бы быть решены и исследованиях, которые могли бы быть выполнены на борту искусственного спутника Земли. Некоторые академики подумали, что это глупый розыгрыш и ответили в духе: «Фантастикой не увлекаюсь!»- были, к сожалению, ретрограды. Но предложения тех учёных, которые подошли к вопросу серьёзно стали основой Советской Космической Программы.
Все предложения, которые поступили, группировались по следующим разделам:
изучение верхних слоёв атмосферы Земли(ионосферы), и околоземного пространства;
изучение Земли из космоса в интересах картографии, метеорологии, геофизики;
Изучение околоземного пространства;
Внеатмосферная астрономия; Непосредственное изучение Луны и тел Солнечной системы.
Впоследствии, данная Программа только дополнялась в деталях и конкретизировалась.
Как-то само собой разумеющемся было то, что эта Программа – навсегда, и то, что изучение и освоение космического пространства будет процессом непрерывным, плановым и полностью отвлечённым от каких-либо чисто «развлекательных», честолюбивых целей, типа голой погони за рекордами. Как и всегда в СССР, по отношению к таким областям деятельности горизонт планирования был «на столетия» в отличие от западных 4-5 лет.
Уточнения от С.П. Королёва
Королёв был инженером, и, естественно, просчитывал те шаги, что вели к решению грандиозных задач заложенных в Космической Программе. У Королёва была конкретная цель-мечта – полёт на Марс и для его осуществления он и выстраивал свою «лестницу в небо» - последовательно, методично, целеустремлённо. Все те ступеньки, которые он наметил к марсианской экспедиции, страна впоследствии аккуратно прошла без пустой погони за рекордами и никчёмной траты средств на достижение сиюминутных выгод в ущерб главному.
Всё делалось по генеральному плану составленному ещё С.П. Королёвым, рассчитанному на десятилетия вперёд с которым было согласно как большинство инженеров, так и тех, кто отвечал за принятие решений в руководстве страны. Вполне естественно, забывать о «делах Земных», и не заботиться о выполнении текущих нужд страны никто не собирался. Но ставить долговременные цели наряду с целями более близкими и чисто прагматическими было правилом, ведь страна строила коммунизм – Общество всеобщей социальной справедливости, а этот план был на века. А раз так, уже сейчас надо было озаботиться решением тех маленьких и больших задач, которые необходимы для осуществления такого суперпроекта. Продумать ступени, пройдя которые, советская наука сможет решить проблему посылки пилотируемой экспедиции на Марс, решить без перенапряжения сил и средств. Отсюда и вопросы…
Что нужно «для Марса»?
АМС или …?
Очевидно, что необходимо было получить достоверные предварительные данные о природе Марса, чтобы знать с чем столкнутся космонавты на этой планете. Чисто астрономическими методами выяснить это было чрезвычайно сложно. Значит, надо было выяснить это слетав туда, но как? Уже появились надёжные автоматические космические аппараты, но летали они возле Земли. Возможно ли вообще послать аппарат к Марсу и управляя им на расстоянии в сотни миллионов километров точно «вырулить» к Марсу? Это был совершенно новый вопрос, когда вставала на повестку дня астронавигация. Необходимо было очень четко представлять в пространстве и времени, где находится космический аппарат на невообразимых для человека расстояниях. Кроме того, надо было знать много чего, например, не убьют ли человека условия космического полета? Получалось так, что существует две возможности – пилотируемая экспедиция и полёты автоматических межпланетных станций. Возникала интересная задача: где кончается то, что можно изучить с помощью автоматических станций и начинается то, что можно сделать только человеку?
Уже из самых приблизительных подсчётов следовало, что сама по себе экспедиция – дело исключительно дорогостоящее. Ведь аппарат с людьми не только надо запустить в сторону Марса, но и обеспечить его возвращение, обеспечить минимум комфорта и безопасности для людей и еще многое другое.
С автоматом всё обстояло проще. Его не нужно возвращать обратно - он делается под конкретную задачу. Следовательно, АМС (автоматическая межпланетная станция) проще, легче и дешевле в тысячи раз. Так или иначе следовало то, что начало непосредственному изучению тел Солнечной системы положат Автоматические Межпланетные Станции.
А что же нужно для пилотируемой экспедиции?
Но так или иначе лететь человеку всё-таки рано или поздно придётся. Что для этого нужно?
Во-первых, системы жизнеобеспечения, способные работать надёжно необходимое время и обеспечить космонавтов чистым воздухом и водой.
Во-вторых, выяснить влияние на человека воздействие всех факторов длительное космического полёта (в первую очередь невесомости) и нейтрализовать их по мере возможности.
В третьих, создать эффективные двигатели для межпланетных кораблей. Имевшиеся химические не годились из-за низкой скорости истечения реактивной струи. В результате стартовая масса космического корабля получалась непомерно большой.
Сразу появились идеи использовать ядерную энергию для работы двигетеля. Таких типо двигателей придумано два типа:
Электроракетные (придуманные еще в 30 гг.), но с компактным ядерным реактором – источником тока
Собственно ядерный двигатель.
По последнему из всех возможных было выделено три направления, способные дать результат в ближайшем будущем - твёрдофазный, жидкофазный и газофазный ядерные двигатели.
В первом типе сердцевина двигателя – небольшой ядерный реактор, где делящееся вещество находится в твёрдом состоянии, через которое прогоняется водород, который нагревается и выбрасывается, благодаря нагреву, со скоростями 8 - 10 км/с.
Во втором делящееся вещество находится в жидком состоянии и прижимается к стенкам камеры её вращением и скорость истечения водорода будет уже до 20 км/с.
Но самый перспективный, правда и самый проблематичный – газофазный ядерный реактивный двигатель. В основе его идеи стоит то, что если удастся изолировать газообразное делящееся вещество от контакта со стенками ядерного двигателя, то водород можно будет разонать до 70 км/с! Если бы такие двигатели были бы созданы, то путешествия внутри Солнечной системы стали бы чем-то весьма повседневным, например можно было бы совершить пилотируемую экспедицию к Сатурну за 1 год. Стартовая масса корабля на околоземной орбите получалась бы очень небольшой – несколько сотен тонн, а не сотни тысяч, как для химической ракеты. Следует сказать, что СССР в последние годы был очень близок к решению этой задачи. Мы стояли на пороге интенсивного изучения человеком Солнечной Системы и посылки роботов-автоматов к ближайшим звездам. Одной из причин столь срочного уничтожения СССР была задача пресечь движение Красного Проекта и всего человечества к Звездам. Рассмотрение причин последнего вопроса выходит далеко за пределы этой работы.
Прагматические задачи
Хорошо, это, так сказать, возвышенные и далекие цели. Но что же использовать прямо сейчас? Это тоже логически связано с дальними целями – «ближний космос» - околоземное пространство
Обеспечение с помощью спутников надёжной теле- и радиосвязи со всеми точками нашей огромной страны. Несколько спутников стоят в сотни раз дешевле, чем постройка постоянно действующей сети ретрансляционных станций.
Изучение метеорологической обстановки в масштабах всей Земли с целью достоверного предсказания погоды, предупреждения о катастрофах на достаточно длительный срок.
Наблюдение за природными ресурсами Земли и природными опасностями – лесными пожарами, миграциями насекомых, цунами и геологическими сдвигами...
Производство уникальных материалов в космосе. Сверхчистый вакуум и почти неограниченная во времени невесомость предоставляют исключительные возможности по производству материалов, которые на Земле получить попросту невозможно.
Ну и, естественно, пока существуют страны, активно вынашивающие планы по уничтожению СССР, нужны военные спутники – космическая разведка, предупреждение об агрессии, а если потребуется, то и обеспечение контрудара.
Для выполнения этих задач необходимо было обеспечить страну целым комплексом аппаратов, полностью перекрывающих все возможные здесь задачи – от выведения спутника на орбиту, до обеспечения связи с ними и последующей доставки полученных материалов на Землю.
Это означало:
Создание тяжелых носителей, чтобы вывести на орбиту бόльшие грузы с меньшими затратами. Разработка многоразовых транспортных систем.
Создание постоянно действующего форпоста на околоземной орбите, на котором можно было бы проводить весь комплекс исследований: от медико-биологических, технологических, военных, до фундаментальных научных исследований Космоса. Необходимы были исследования поведения материалов в космосе. Это знание необходимо было для создания надёжных, постоянно действующих объектов в космосе. Тогда совершенно не знали, как себя поведут земные материалы в условиях вакуума под непрерывным долгим воздействием всех видов излучений.
С относительно простыми экспериментами и измерениями вполне справляются роботы-автоматы, значит их нужно создать, что требует развития прикладной математики, компьютерной техники и многих других отраслей. Но сложные задачи требовали присутствия человека, то есть создания постоянно действующей орбитальной станции.
Всё это представляло единую Советскую Космическую Программу, взаимосвязанную настолько, что часто невозможно было отделить одно направление от другого.
Одной из дальних целей этой программы был Марс.
Первый полёт человека в космос. Космическая гонка.
После триумфа первого ИСЗ, реально спасти лицо американской науки мог только первый полёт человека в космос. США в то время не обладали достаточно мощной ракетой-носителем для вывода корабля с человеком на борту на околоземную орбиту, чтбоы он стал спутником Земли, поэтому планировался лишь кратковременный выход аппарата в космос по баллистической траектории. Американские инженеры его образно назвали – «прыжок блохи».
Корабль стартовал с земли, выныривал минут на десять из атмосферы в космос и валился обратно. Вполне естественно, что такой «космический полёт» не мог быть полноценным. Но для США главное было «застолбить» первыми космос и тем самым спасти лицо.
В отличие от США СССР обладал уже достаточно мощной Р7. Поэтому, сразу же после запуска ИСЗ стал планироваться именно орбитальный, а не баллистический полёт корабля с человеком на борту.
Здесь правда, надо бы упомянуть эпизод, когда была создана ракета Р-5. Советские инженеры подсчитали, что связка из четырёх таких ракет могла вывести кабину с человеком в космос («прыжок блохи» по-американски). От этого никчемного и очень дорогого варианта постановки рекорда высоты отказались в пользу реальной, а не пропагандисткой цели – запуска ИСЗ и орбитального полёта.
После удачного эксперимента с запуском автомата развернулись следующие этапы исследования Космоса – второй и третий спутники были биологическими. На живых организмах исследовалось воздействие факторов космического полёта. В космос полетели первые животные-космонавты. Имя первой собаки, побывавшей в космосе – Лайки – облетело весь мир. Её дворняжью морду печатали на первых полосах все газеты мира, крутили документальные кадры с ней во всех кинотеатрах. Следующими «космонавтами», вернувшимися на Землю живыми стали собаки - Белка и Стрелка, была отработана была не только чисто научная программа, но решена и техническая проблема возврата космического аппарата из космоса на землю с мягкой посадкой. Отработав на собаках то, что впоследствии предстояло пройти человеку, Советская Космическая Программа вплотную подошла к решению проблемы полёта человека в космос.
Создавался первый аппарат для полёта человека в космос с предварительной отработкой всех узлов в беспилотном режиме и многих из них модульно - по частям, это было правилом в Советской Космонавтике. После того, как все части были отработаны, полетели беспилотные корабли «Восток». Один из полетов был неудачным – из-за неправильной отработки импульса схода с орбиты, вместо того, чтобы сесть на Землю, аппарат перешёл на более высокую орбиту. Вместо космонавта в кресле пилота летал манекен. Наши инженеры, которые готовили его к полётам, в шутку прозвали манекен «дядя Ваня».
Видимо, эти беспилотные пуски корабля «Восток» с манекенами стали основой для дикой легенды, по которой до полёта Ю. Гагарина якобы летал кто-то другой, который даже погиб.
Наконец, когда все элементы полёта были успешно отработаны, 12 апреля 1961 года, стартовав с космодрома Байконур, корабль «Восток» с человеком на борту совершил один полный виток вокруг Земли и сел в заданном районе Советского Союза. Так состоялся первый в истории человечества полёт человека в космос. Первым космонавтом планеты стал Юрий Алексеевич Гагарин.
Вторым полётом был полёт Германа Титова 7 августа 1961 года (он был у Гагарина дублёром). Титов пробыл на орбите более суток – 25 часов 11 минут.
Королев в Центре Управления Полетами
После ТАКИХ достижений, американский «прыжок блохи» выполненный на корабле «Меркурий», вполне естественно за полноценный космический полёт воспринят не был (хоть они и с помпой заявили о двух космических полётах выполненных между стартом Гагарина и полётом Титова).
Для американцев данное обстоятельство было уже не просто серьёзным провалом, а позором. Пытаясь хоть как-то смыть его и восстановить совершенно порушенную легенду о «неоспоримом лидерстве науки и техники США» Америка яростно включилась в космическую гонку.
Новые пилотируемые полёты и наши приоритеты
К сожалению, в настоящее время, в нашей стране ведётся целенаправленная кампания по замарыванию великих побед прошлого. Многие молодые люди часто просто не знают ничего о том, что реально происходило во времена «тоталитаризма». Они слышат лишь клевету врагов СССР, но реальные факты от них оказываются «за семью печатями». Политика клеветников на Советский Союз здесь элеметарна: убедить человека в том, что ничего хорошего «тогда» не было… да и вообще ничего особенного не было – всё главное и важное происходило только в США, а мы только и знали, что отставали и повторяли чужие достижения.
Но ведь на самом деле, всё обстояло совершенно наоборот. И яркий пример тому – советские достижения в освоении космического пространства.
Вот только небольшой перечень того, что было сделано и СДЕЛАНО ВПЕРВЫЕ В МИРЕ Советским Союзом в космосе.
Первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. Совершила полёт 16-19.06.1963г. на корабле «Восток-6» продолжительностью полета 2 сут. 22 ч 50 мин. Этот полёт не был чисто политической акцией, а имел целью получить серьёзную научную информацию о поведении женского организма в условиях космического полёта, что потом было использовано при полётах других женщин-космонавтов, в том числе и американок, полетевших много позже наших
Так как Советский Союз намеревался всерьёз осваивать ближний космос, то необходимо было сделать корабли, на которых можно было «возить» не одного, а нескольких космонавтов, выполняющих не только функции пилотирования корабля, но и полномасштабные научные эксперименты. Такой первый трёхместный космический корабль стартовал 12.10.1964 Экипаж состоял из командира корабля В.М. Комарова, научного сотрудника К.П. Феоктистова и врача Б.Б. Егорова.
Чтобы выяснить возможность работы человека вне космического корабля впервые в мире нашим, советским космонавтом Алексеем Архиповичем Леоновым был осуществлен выход человека в космос в рамках полёта КК «Восход-2» 18-19.03.1965 года. Продолжительность пребывания в космосе – 12 мин. 9 с. Надо ли говорить, что для этого надо было впервые создать специальный скафандр, равного которому тогда не было?
Леонов был не только космонавтом, но и художником. Сам и вместе с художником Соколовым он написал множество «космических картин». Наследие этих двух художников, без преувеличения, бесценно. Художник может отобразить такие грани мира и восприятия, которые воспроизвести не может никакая фото- и киноплёнка.
Леонов в космосе.
Этими приоритетными акциями, естественно, наши достижения не ограничились. И далее наша наука не раз ставила американцев в крайне трудное и малопочтенное положение догоняющих и повторяющих чужие достижения. Наши возможности что-либо делать первыми и впервые в мире закончились только в 1991 году с предательским уничтожением СССР.
Новые ракеты-носители из новых МБР
Космические полёты – дорогое направление, которое может позволить себе страна с передовой наукой, мощной технологической базой и крепкой экономикой. Экономика СССР строилась по принципу получения максимального эффекта от затраченных усилий и средств во всех областях общества – образовании, медицине, экономике... Советский Космос не был исключением. Успехи СССР в космической программе были результатом эффективного управления и общей оптимизации системы в социалистическом обществе. Например, резко снизить стоимость полетов в первую очередь можно с помошью чисто организационных мер. По этой причине вся технология СССР была высоко стандартизованной и могла с успехом использоваться как в военной, так и гражданской сфере, что обеспечивало ее общую крайне высокую эффективность. Впервые в истории в масштабах страны-корпорации этот метод разработал и применил И. Сталин. По утвержденным им же планам СССР создавал в одном лице ракетно-ядерный щит против американского агрессора и целую серию разнообразнейших ракет на все случаи жизни - межконтинентальных, средней дальности, оперативно-тактических, геофизических...
В процессе решения этих задач получались вполне функциональные и полноценные ракеты, которые могли бы вместо ядерной боеголовки выводить любой груз, например, спутники.
Самой первой МБР была всё та же «королёвская семёрка», ту самую, которой Сталин дал государственный приоритет незадолго до своей смерти.
После того, как Р7 успешно вывела первый искусственный спутник Земли и корабль «Восток» с человеком на борту, её модернизировали до полнофункциональной универсальной РН для запуска как пилотируемых, так и беспилотных объектов в космос. Вполне естественным, из соображений экономии средств и времени, было применение вновь разрабатываемых МБР для целей запуска спутников. Так как опыт с «семёркой» был очень успешным, вскоре был создан целый парк разнообразнейших РН на базе МБР.
Из этой схемы выпадают только специально создававшиеся «под космос» ракеты-носители класса «Протон» и ракета-носитель «Зенит». Последняя разрабатывалась как будущий модуль для сверхмощной ракеты-носителя «Энергия-Вулкан». В ней «Зениты» использовались как бустеры.
От количества бустеров зависит максимальная полезная нагрузка, выводимая на низкую орбиту Земли этой РН. При четырёх – 100т (модификация – РН «Энергия») при восьми – 200т (модификация РН «Вулкан»)
Вполне естественно, что такая РН в любой модификации – вообще никак не МБР. Это чисто космический проект.
Так же не обошли и «мелкие» нужды учёных. Им нужна была дешёвая, надёжная, удобная и простая в обслуживании маленькая ракета для геофизических и метеорологических исследований способная подниматься на сотню километров над поверхностью Земли. Такая ракета так же была создана. Была даже ракета, запускаемая с борта наших научных лайнеров
Спутники на все случаи жизни
Развёртывая свою космическую программу, СССР подошёл к её реализации широкомасштабно и очень эффективно, оптимально, определив задачи и цели, которые будут выполнять космические объекты, унифицировав их, сильно упростив задачу ученых и инженеров.
Каких целей страна и её учёные собираются достичь, запуская те или иные объекты?
Первое - изучить ту среду, в которой будут работать все последующие космические аппараты. Надо было изучить воздействие многочисленных факторов космоса, от излучений до гипотетической метеоритной опасности. Это знание позволило бы конструировать достаточно надёжные и долговечные спутники, избегая ненужных потерь и затрат.
Второе - изучить воздействие космического полёта на живые организмы. Очевидно, что рано или поздно в Большой Космос полетят люди. Нужно было точно знать к чему их готовить, от чего и как защищать.
Третье– решение широкого спектра практических хозяйственных задач, от предсказания погоды (метеоспутники), до обеспечения глобальной связи (спутники связи).
Четвёртое – испытание новой техники, которая должна была быть потом использоваться для исследований в космосе, например, испытания приборов навигации и управления. Испытывались новые типы двигателей (в частности электроракетные), новые энергосиловые установки для электропитания – солнечные батареи и ядерные реакторы.
Уже второй спутник выполнил существенную часть первой задачи, а следующие за ним в тех же пятидесятых специализированные биоспутники, с возвращаемыми на Землю капсулами, начали выполнять второе направление.
Начиная с первых пусков ИСЗ стало ясно, что делать разные по типу эксперименты на одном спутнике или, напротив, делать под каждый эксперимент отдельный спутник, будет очень накладно. Из этого следовало, что надо разработать серийные платформы – связанные единым целым специализированные блоки под решение вполне конкретного круга задач и выполнения вполне конкретного типа экспериментов. Именно такими платформами были серии спутников «Космос» и «Интеркосмос».
Создание универсальной платформы позволило, для выполнения некоторых программ запусков, использовать единый корпус, стандартный состав служебных систем, общую схему управления бортовой аппаратурой, унифицированную систему энергопитания и ряд других унифицированных систем и устройств. Это сделало возможным серийное промышленное изготовление «Космос» и комплектующих систем, упростило подготовку к запуску спутников, значительно удешевило проведение научных исследований.
Несмотря на то, что все спутники серии имели одно название и различались лишь номером, на их базе была выполнена такая масса разнообразнейших исследований, которая даже в толстой книге не поддаётся краткому описанию. С помощью таких универсальных платформ СССР смог поставить исследование космического пространства на поток.
Жившие в СССР в то время прекрасно помнят, как постоянные сообщения о запуске очередного спутника стали такой обыденностью, что вообще никого не удивляли. Наши «Космосы» и «Интеркосмосы» исследовали ближний и дальний Космос, проводили технологические эксперименты и испытания перспективной техники. Например, автоматической стыковки двух аппаратов в космосе, возвращаемых космических аппаратов большой массы и объема, узлов «Луноходов», будущих спутников связи и многое, многое другое.
И, естественно, так как производились именно серийные платформы запускаемые серийными специализированными ракетами-носителями, то эти исследования обходились стране в сотни раз дешевле, чем аналогичные программы США. Это очередной раз показывает огромное экономическое и научное преимущество социалистического общества.
По причине передового общественного устройства СССР был впереди всей планеты, вместе взятой, в области исследования космического пространства.
Это сейчас, с развалом экономики России, космические исследования стали для страны непомерной тяжестью, потому что всё сразу подорожало в десятки и сотни раз. Чему удивляться, если равняемся же на неэффективную грабительскую экономику Запада?
Спутники серии «Космос» и «Интеркосмос»
Для запусков более тяжёлых модификаций используются РН «Союз» и «Протон». Некоторые «Космосы» до 1964 года запускались РН «Восток».
С запусков искусственных спутников Земли "Космос" началось сотрудничество социалистических стран в изучении космического пространства. Основной задачей запущенного в декабре 1968 года спутника "Космос-261" явилось проведение комплексного эксперимента, включающего прямые измерения на спутнике, в частности характеристик электронов и протонов, вызывающих полярные сияния. В этой работе принимали участие научные институты и обсерватории НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СРР, СССР и ЧССР. В экспериментах на спутниках этой серии участвовали также специалисты Франции, США и др. С него началась программа «Интеркосмос» и соответствующие ей по названию спутники - серия ИСЗ для проведения совместных экспериментов ученых социалистических стран в изучении Земли из космоса. «Интеркосмосы» созданы на базе одной из модификаций унифицированного спутника серии – «Космос». Серия «Интеркосмос» является характерным примером общей технической стратегии для всех космических аппаратов СССР.
«Интеркосмос-1» был запущен 14.10.1969. Были «Интеркосмос» солнечные – «Интеркосмос-1, -4, -7, -11, -16, -Коперник-500» - для исследований излучений Солнца; ионосферные – «Интеркосмос-2, -8, -12, -19,-Болгария-13ОО» и магнитосферные – «Интеркосмос-3,-5, -6, -10, -13, -14, -17, -18» - для изучения атмосферы Земли, низкочастотных электромагнитных излучений, радиационного пояса Земли, космических лучей, связи магнитосферы с ионосферой (спутник «Интеркосмос-6» имел возвращаемый на Землю отсек с научной аппаратурой); географические «Интеркосмос -20, -21» - для исследования Земли (суши, океана и его связи с атмосферой).
Спутник «Интеркосмос» состоит из герметичного цилиндрического корпуса из алюминиевого сплава и двух полусфер. Научная аппаратура размещается в верхней полусфере или снаружи цилиндрической части корпуса на специальных штангах; в цилиндрическом отсеке располагается служебная аппаратура; в нижней полусфере - системы энергопитания. На поверхности цилиндра крепятся панели солнечных батарей, блоки солнечных датчиков, внешние части системы ориентации и антенно-фидерные устройства. Масса спутников «Интеркосмос» от 200 до 1300 кг.
Искусственный спутник «Интеркосмос-15» (запущен 19.6.1976) - космический аппарат нового типа, предназначен для широких научных исследований (последующие спутники «Интеркосмос», за исключением «Интеркосмос-16», на базе этого космического аппарата). Во время полета спутника «Интеркосмос-15» были испытаны новые системы и агрегаты спутника, в т. ч. созданная специалистами ВНР, ГДР, ПНР, СССР и ЧССР телеметрическая система (ЕТМС), позволяющая обеспечивать прием научной информации с борта спутника «Интеркосмос» на наземных приемных пунктах, расположенных на территориях социалистических стран, участвующих в совместных экспериментах в космосе. От спутника «Интеркосмос-18» был отделен чехословацкий малый научный спутник «Магион». Цель совместного полета этих спутников – исследования пространственной структуры низкочастотных электромагнитных полей в околоземном пространстве. Синхронно со спутниковыми экспериментами проводились согласованные измерения на ионосферных и солнечных обсерваториях стран - участниц сотрудничества.
На искусственных спутниках Земли «Интеркосмос-20, -21» начались испытания экспериментальной телеметрической системы сбора и передачи научной информации, созданной специалистами ВНР, ГДР, СРР, СССР и ЧССР и предназначенной для сбора информации с наземных и морских измерительных пунктов (буев) и передачи ее через центральную станцию приема потребителям. Эксперименты, проведенные на спутниках серии «Интеркосмос», дали важные научные результаты в области физики Солнца, верхней атмосферы, ионосферы и магнитосферы Земли.
В этой обыденности серийного потока отражалось та великая идея которая лежала в основе идеологии Справедливого Общества Будущего – идея Космического Человечества, поэтому СССР пришёл в космос навсегда и нынешний развал страны – лишь обидный перерыв в нашем общем движении к звёздам.
Под конец своего существования в Советском Союзе предлагался проект запуска очень больших спутников на геостационарную орбиту с помощью РН «Энергия». С помощью этой РН на геостационар можно доставить спутник весом до 18т. Этим предполагалось полностью закрыть не только текущие нужды по ретрансляции сигналов с Земли, но даже отдалённые перспективные. Для полного удовлетворения нужд по передаче информации в масштабах всего мира достаточно было всего трёх таких спутников. СССР мог получать огромные средства, предоставляя всем странам мира дешевый доступ к таким каналам связи. (намного дешевле американского)
Станция «Зонд»
Станция «Зонд» также была специализированным аппаратом.
На ней испытывались различные узлы космических аппаратов и отрабатывались те режимы полётов, которые предполагались в перспективных разработках и проектах. В частности, несколько станций «Зонд» облетели Луну и сфотографировали её обратную сторону с возвратом и мягкой посадкой возвращаемого аппарата на Землю.
АМС "Зонд"
«3онд-4» - «Зонд-8» существенно отличались по конструкции от предыдущих космических аппаратов «Зонд», обладали значительно большей массой, предназначались для отработки техники полетов к Луне с возвращением на Землю. Проект космического аппарата разработан в 1965 году. Масса космического аппарата 5,2-5,5 т, максимальная длина по корпусу (на орбите искусственного спутника Земли) 5 м, при полете к Луне - 4,5 м, максимальный диаметр 2,72 м. Космические аппараты имели приборно-агрегатный отсек и спускаемый аппарат сегментально-конической формы (масса 2,9-3,1 т, диаметр 2,17 м) с теплозащитным покрытием, в котором размещались научные приборы (в т. ч. фотоэмульсионная камера для исследования космических лучей), фотоаппаратура, приборы для радиосвязи, терморегулирования и энергопитания, система управления спуском, парашютная система, объекты биологических экспериментов. Спускаемый аппарат обладал аэродинамическим качеством (~0,3) для управляемого спуска в атмосфере; перегрузка на траектории спуска была 4-7.
Схема посадки "Зонда" с использованием аэродинамики
Тепловая защита спускаемого аппарата модернизирована и рассчитана на высокие температуры при входе в атмосферу со 2-й космической скоростью. Система приземления включает основной парашют (площадь 1000 м2) и ракетный двигатель мягкой посадки. Последняя ступень ракеты-носителя с космическим аппаратом выводилась на промежуточную геоцентрическую орбиту (высота в перигее 187 км, в апогее 219 км, наклонение 51,5°), с которой стартовала к Луне. После облета Луны космический аппарат возвращался к Земле со 2-й космической скоростью, тормозился, спускаемый аппарат отделялся от космического аппарата и совершал посадку в заданном районе. Расчетная продолжительность автономного полета 7-8 суток. Научные исследования: фотографирование Земли и Луны, исследование радиационной обстановки на трассе полета и в окололунном пространстве; изучение многозарядной составляющей первичных космических лучей в области больших зарядов; биологические эксперименты с различными объектами - черепахами («Зонды-5-7»), насекомыми, растениями, бактериями; определение элементного и изотопного составов солнечной атмосферы, фотометрирование некоторых звезд.
Схема полета "Зонд-5"
Для американцев такая петля нашего «Зонда», была весьма неприятным сюрпризом. Так как показала, что советская ракетно-космическая техника реально может послать экипаж к Луне, а американцы к осуществлению своего Лунного проекта тогда только приступили.
Станции «Луна» и Автоматические Межпланетные Станции
Самым известным и самым ярким примером специализированных космических аппаратов служат станции «Луна» и АМС. Как правило, наши инженеры старались разрабатывать серийные аппараты для дальних полётов. Используя серийную платформу удешевлялись пуски и ко всему прочему, отработанность этих платформ сводила неприятные неожиданности в их эксплуатации к минимуму. Серия аппаратов «Венера» оказалась настолько надёжной, что поучаствовала в проекте «Венера-Галлей», когда после пролёта Венеры и сброса на её поверхность спускаемого аппарата, орбитальный блок продолжил свой полёт и вышел в непосредственной близи от кометы Галлея. Им впервые в мире были получены снимки ядра кометы.
Успехи космической программы СССР
«Лунники»
Парад достижений под маркой «впервые в мире», как уже говорилось выше, на запуске первого спутника и первого космонавта не ограничился. Наши аппараты первыми достигли поверхности иного небесного тела - Луны.
Сначала, для отработки всей схемы полёта к Луне, и предварительной разведки траектории были запущены несколько станций «попадающих» в Луну.
Фото «Луны-1»
«Луна-1» - первый в мире космический аппарат, запущенный в район Луны 2.1.1959. Пройдя вблизи Луны (5-6 тыс. км от ее поверхности) 4.1.1959, аппарат вышел из сферы действия земного тяготения и превратился в первый искусственный спутник Солнца. По сути, этот аппарат, выйдя из сферы действия Земли в межпланетное пространство, стал первым в мире межпланетным космическим аппаратом. Конечная масса последней ступени ракеты-носителя с космическим аппаратом «Луна-1» 1472 кг (масса контейнера с аппаратурой 361,3 кг). На аппарате размещались радиоаппаратура, телеметрическая система, комплекс научных приборов и другое оборудование, предназначенное для изучения интенсивности и состава космических лучей, газовой компоненты межпланетного вещества, метеорных частиц, корпускулярного излучения Солнца, магнитного поля. На последней ступени ракеты-носителя была установлена аппаратура для создания натриевого облака - искусственной кометы. При полете «Луны-1» впервые была достигнута вторая космическая скорость и получены сведения о радиационном поясе Земли и космическом пространстве. В мировой печати космический аппарат «Луна-1» получил название «Мечта».
После неё следующий аппарат «Луна-2» был запущен уже с вымпелом на борту.
Фото вымпела
Аппарат «Луна-2» и последняя ступень ракеты-носителя 14.9.1959 достигли поверхности Луны (район Моря Ясности, вблизи кратеров Аристил, Архимед и Автолик) и доставили вымпелы с изображением Государственного герба СССР. Конечная масса космического аппарата с последней ступенью ракеты-носителя 1511 кг (масса контейнера с научной и измерительной аппаратурой 390,2 кг). Исследования, проведенные с помощью «Луны-2», показали, что Луна практически не имеет собственного магнитного поля и радиационного пояса.
Подлётная скорость «Луны-2» была такова, что гарантировалась сохранность вымпела. Таким образом СССР успешно «застолбил свой приоритет». Возможно, наши потомки, осваивая Луну, найдут тот вымпел и установят его в своём Лунном городе в «Музее Первопроходцев».
А тогда наши инженеры шутили – «мы обстреляли Луну… и успешно попали».
Также было получено впервые в мире изображение её обратной стороны, которая с Земли никогда не видна и которую астрономы Земли не чаяли когда-либо увидеть воочию. Это было осуществлено с помощью аппарата «Луна-3», который был запущен 4.10.1959.
(в то время американская ракетная техника была настолько слаба, что американцы о таком даже и не мечтали, а с завистью наблюдали за советскими успехами).
Ну и конечно, самым сильным достижением первых полётов к Луне стала мягкая посадка аппарата на её поверхность.
И опять, впервые в мире это сделал наш, советский, космический аппарат «Луна-9».
Вполне естественно, что перед «Луной-9», совершившей мягкую посадку, были запущены несколько аппаратов, с целью отработки всей технологии мягкой посадки.
«Луна-9» была запущена 31.1.1966. Во время полета к Луне, продолжавшегося 3,5 суток, была проведена коррекция траектории полета. На высоте 75 км от поверхности Луны (за 48 с до посадки) была включена двигательная установка, которая обеспечила гашение скорости с 2600 м/с до нескольких м/с.
Рис. Схемы посадки «Луны-9»
Кстати с Луной-9 связана забавная история: когда наши инженеры стали планировать мягкую посадку на Луну, то тут же встал вопрос о характере грунта на Луне -многие учёные считали, что Луна укрыта толстенным слоем тончайшей пыли, которая настолько тонка, что аппарат в ней просто утонет. Споры были настолько жаркими, что Королёв был вынужден полностью взять ответственность на себя. Он взял листок бумаги и написал на ней короткую фразу «Луна твёрдая. Королев». Этот листок лёг в основу технического задания на создание посадочного модуля «Луны-9».
Спускаемый аппарат «Луны-9» совершил посадку 3.2.1966 в Океане Бурь, западнее кратеров Рейнер и Марий, в точке с Лунными координатами 64°22' з. д. и 7° 08' с. ш. С космическим аппаратом было проведено 7 сеансов радиосвязи общей продолжительностью свыше 8 ч для передачи научной информации. Телевизионные изображения поверхности Луны передавались в течение четырех сеансов при различных условиях освещенности. Длительность активного существования аппарата на поверхности Луны составила 46 ч 58 мин 30 с. Панорамы лунной поверхности, полученные при различных высотах Солнца над горизонтом (7, 14, 27 и 41°), дали возможность изучить микрорельеф лунного грунта, определить размеры и форму впадин и камней.
Вслед за «Луной-9» был запущена 31.3.1966 «Луна-10» - первый (опять впервые в мире!) искусственный спутник Луны.
Он активно просуществовал, до выработки ресурса аппаратуры 56 суток. Вслед за ней 24.8.1966 и 22.10.1966 последовали «Луна-11» и «Луна-12» которые также стали искусственными спутниками Луны. «Луна-12», имея на борту фототелевизионную систему, передала множество крупномасштабных изображений поверхности Луны, в том числе и её обратной стороны. Эти снимки позволили впоследствии сделать Лунный глобус, который можно видеть ныне в любой средней школе.
Обратите внимание, при случае, если его будете разглядывать – все названия объектов на обратной стороне Луны – наши, советские, по праву первооткрывателей.
Луна-13 был вторым в мире космическим аппаратом, совершившим мягкую посадку на поверхность Луны, запущен 21.12.1966. Масса 1620 кг. 24.12.1966 спускаемый аппарат (масса 112 кг) совершил мягкую посадку в районе Океана Бурь в точке с координатами 62°03' з. д. и 18°52' с. ш. Спускаемый аппарат был оснащен: механическим грунтомером-пенетрометром для определения прочности наружного слоя грунта; радиационным плотномером; динамографом для регистрации длительности и значения перегрузки, возникающей при посадке станции; приборами для измерения теплового потока от лунной поверхности; счетчиками для регистрации корпускулярного излучения. На Землю передано 5 панорам лунной поверхности, снятых при различных высотах Солнца над горизонтом - от 6 до 38°.
Снимки поверхности Луны переданные «Луной-9» и «Луной-13» вызвали во всём мире культурный шок, который серьёзно изменил взгляды на мир. Это был самый настоящий ПЕРЕВОРОТ в представлениях людей и о себе, и о мире. Человек скачком почувствовал себя уже не чем-то мелким и приземлённым, а «человеком космическим», который может то, что ранее считалось невозможным в принципе и вызвали этот переворот наши «Лунники». Два западных автора по этому поводу написали целую книгу, ныне очень знаменитую и за рубежом и у нас – «Футуршок».
Кстати, малоизвестный факт: этот переворот с крушением стереотипов среди даже научной общественности начался уже с запуска первого искусственного спутника Земли, когда вспомнили широко известное на Западе произведение одного из их учёных – Винсента Ван дер Вули. Он «на пальцах доказал», ещё в 1949 году, что запуск ИСЗ невозможен в принципе!
В 1957 году запуск Спутника лишь поколебал те представления и связанную с ними философию. Но снимки переданные «Лунами 9-12» окончательно добили эти стереотипы, вызвав обвал и тот самый Футуршок. Мир изменился.
Следующей задачей, которую решили наши учёные, это доставка лунного грунта на Землю. Сделано было это также изящно и очень дёшево, как и предыдущие запуски.
«Луна-16» - космический аппарат, совершивший рейс Земля-Луна-Земля и доставивший на Землю образцы лунного грунта. Запущен 12.9.1970. 17 сентября аппарат вышел на круговую селеноцентрическую орбиту. Масса 5727 кг, при посадке на Луну 1880 кг. Космический аппарат состоял из двух основных частей - унифицированной посадочной ступени (общей для всех космических аппаратов третьего поколения, кроме «Луна-19» и «Луна-22») и приборного торового отсека со взлетной ступенью (возвратной ракетой) Луна-Земля.
Посадочная ступень состояла из двигательной установки КТДУ-417 с блоком основных баков, двух сбрасываемых отсеков, приборных отсеков и посадочного устройства. После формирования предпосадочной орбиты с низким периселением 21.9.1970 произведена мягкая посадка в районе Моря Изобилия в точке с координатами 56° 18' в. д. и 0° 41' ю. ш.
Грунтозаборное устройство (буровой снаряд имел внешний диаметр 26 мм, внутренний 20 мм, длину 370 мм, ход 320 мм) обеспечило бурение и забор грунта в возвращаемый аппарат. Старт взлетной ступени был произведен по команде с Земли 21.9.1970 (включением КРД-61). 24 сентября возвращаемый аппарат был отделен от приборного отсека ракеты и совершил мягкую посадку на Землю в 80 км юго-восточнее Джезказгана. Масса грунта, доставленного на Землю, - 105 г.
Схема забора грунта Луной-16
То же повторилось в полётах Луны-22 и 24. Этих трёх рейсов с лунным грунтом оказалось достаточно даже для самых широкомасштабных научных исследований грунта и выводов относительно его природы.
Ну и самым замечательным достижением в Лунной эпопее были «Луноходы». К тому времени, когда они были запущены, уже состоялась успешная высадка американцев на Луну в рамках программы «Аполлон».
В виду того, что вся программа «Аполлон» носила ярко выраженный «престижный» характер, то уже изначально, на стадии её планирования, у учёных возникли серьёзные сомнения в её научной «рентабельности». Уже по той схеме полётов, что была запланирована, достаточно большого выхода научной информации с одного доллара вложений не предполагалось.
Конечно, космонавты привезли на землю грунт и множество фото, но так как они серьёзно были привязаны весьма ограниченным ресурсом скафандров к спускаемому аппарату «Орёл», то далеко уйти от него не могли. А для широких научных исследований, нужно было обследовать на Луне большие площади, провести большое количество научных экспериментов, а для тех самых экспериментов нужны приборы, которые надо космонавту носить с собой и большое количество времени. Эту проблему не решили и их «лунные автомобили» «Ровер». Всё равно, лихо погонять по лунной пыли, и отойдя подальше зачерпнуть совок другой грунта, для серьёзных исследований было недостаточно. Опять таки – время поджимало.
Вид Луны с Лунохода
С этой проблемой, очень хорошо справились наши Луноходы-1 и –2. Они каждый несли с собой большое количество аппаратуры и передвигались не в пример более резво, чем плюгавый американский аналог нашего лунохода их марсоход «Обсервер». Если американский марсоход мог выдавать аж целых 10см/ч (сантиметров(!) в час), то наш Луноход мог передвигаться со скоростью 5-10 км/ч(километров в час). Более того, нашими учёными был создан и марсоход, с подобными характеристиками. При этом советский был автономным роботом, а американский в этом является худшей копией старого советского лунохода, который полностью управлялся оператором с Земли.
К сожалению, запустить этот чудо-аппарат в нашей современной Россиянии "не хватило денег". Создан марсоход был уже во времена Горбачёвского предательства. Поначалу его планировалось запустить в 1994 году (это при СССР). Но к тому времени, СССР уже ликвидировали. Документация по этому уникальному аппарату была передана США, которые даже не сумели ей воспользоваться.
Советский Марсоход
Единственный старт космического аппарата с марсоходом на борту в 1998г. завершился аварией. Не сработала третья ступень РН. Специалисты подозревают эта крайне необычная для РН «Протон» авария, была диверсией американцев - именно они навязали нам решение устанавливать на наши РН их системы управления.
Но не будем о грустном. Что бы то ни было, мы надеемся, и активно содействуем тому, что Россия всё равно оправится от горбачёвско-ельцинского погрома. А оправившись нам понадобятся также и наши прежние достижения, чтобы опираясь на них идти дальше.
Сейчас же – об одном из самых замечательных наших достижений – о Луноходах.
Луноходы
Вот что пишется о наших Луноходах в электронной энциклопедии «Русский космос».
«Луноход» - транспортное устройство, управляемое автоматически или космонавтами, способное передвигаться по Луне и предназначенное для проведения исследования Луны. Перед советскими учеными и конструкторами при разработке и создании первого автоматического лунохода встала необходимость решения комплекса сложных проблем. Надо было создать совершенно новый тип машины, способной длительное время функционировать в необычных условиях открытого космоса на поверхности другого небесного тела. Основные задачи: создание оптимального движителя с высокой проходимостью при малых массе и энергопотреблении, обеспечивающего надежную работу и безопасность движения, систем дистанционного управления движением лу