В сентябре 2009 г. мы обратились к президенту и председателю правительства России с открытым письмом «Фундаментальная наука и будущее России» (см. «Ведомости» от 2.10.2009). Наше письмо и другие аналогичные обращения вызвали значительный общественный резонанс, положительную и заинтересованную реакцию руководства страны.
Мы считаем важным и своевременным продолжить дискуссию о ...В сентябре 2009 г. мы обратились к президенту и председателю правительства России с открытым письмом «Фундаментальная наука и будущее России» (см. «Ведомости» от 2.10.2009). Наше письмо и другие аналогичные обращения вызвали значительный общественный резонанс, положительную и заинтересованную реакцию руководства страны.
Мы считаем важным и своевременным продолжить дискуссию о ... путях реформирования науки и образования. В данной статье мы хотели бы изложить наше видение роли фундаментальных исследований в развитии общества и предложить конкретные первые шаги реформы науки в России, которые могли бы уже в ближайшем будущем принести положительные результаты для всего российского научного сообщества и для престижа российской науки в мире.
Необходимость реформы науки в России обусловлена объективным противоречием между старой моделью научно-технического управления и новой политико-экономической реальностью, в которой существует страна. Это противоречие должно быть разрешено последовательной структурной реформой науки, продуманно сочетающей лучшие отечественные достижения с проверенными моделями современной научной политики высокоразвитых стран.
В последние месяцы президентом и премьер-министром объявлено о ряде мер по укреплению отечественной науки. При правительстве РФ создан новый департамент науки, высоких технологий и образования. Поскольку сделанные руководителем нового департамента Александром Хлуновым заявления очень созвучны идеям нашего обращения, мы надеемся, что новая структура станет тем органом надведомственного государственного планирования, который будет в состоянии тщательно подготовить и провести необходимые реформы, опираясь на результаты организованной по мировым стандартам независимой экспертизы и мнение ведущих российских и зарубежных ученых.
Зачем нужна фундаментальная наука?
В нашей статье речь идет в первую очередь о фундаментальной науке — т. е. о таких исследованиях, которые сами по себе не ориентированы на коммерческий успех и непосредственное применение в экономике или оборонной промышленности. Казалось бы, зачем финансировать подобные «бесполезные» исследования — тем более в годы экономического кризиса? Многовековой опыт человечества показывает, однако, что это необходимо. Это связано в первую очередь с тем, что научно-технический прогресс является двигателем в развитии общества. В этом прогрессе фундаментальная наука является базисом, роль которого заключается не только в открытии и изучении фундаментальных законов природы, но и в подготовке высококвалифицированных кадров для прикладной науки, техники, образования, в проведении научной экспертизы, поддержании высоких стандартов всех аспектов научно-технической деятельности общества. Без этого базиса общество в любом государстве обречено на техническое отставание и в итоге — на потерю приоритетных позиций в мире.
Кроме того, невозможно предугадать, какие фундаментальные исследования приведут к практическому применению. Ампер, проводя в начале XIX столетия опыты с магнитной стрелкой, не мог предвидеть роль электричества в современной жизни. Флеминг, исследуя стафилококки и культуры плесневых грибков, не знал, что откроет антибиотики. И таких примеров великое множество. Можно без преувеличения утверждать, что из фундаментальных исследований выросла — посредством прикладной науки — вся без исключения научно-техническая сфера современного человечества. Важна, наконец, и политическая роль фундаментальной науки. Ее развитость — один из показателей престижа страны и ее геополитической значимости.
Фундаментальная наука в современном мире
В силу самой своей природы фундаментальные исследования несовместимы с коммерциализацией и самоокупаемостью. Поэтому во всех развитых странах фундаментальная наука организуется, финансируется и поддерживается за счет государства, иногда при некотором участии филантропического капитала. Отсутствие немедленных практических приложений фундаментальной науки позволяет освободить ее от бремени коммерческой или военной секретности. Благодаря этому одной из основных черт современной фундаментальной науки является ее интернациональный характер. Это касается и стиля самой научной работы, и управления финансированием проектов, и решений о публикации статей в журналах, и карьеры молодых ученых.
Для возвращения России статуса мировой научной державы необходимо, чтобы российская наука стала частью мирового академического рынка труда. То есть нужно не столько бороться с «утечкой мозгов», сколько создавать условия для притока свежих научных сил, в том числе из-за рубежа. Подчеркнем, что речь должна идти не только о возвращении соотечественников, но и о привлечении лучших научных кадров независимо от гражданства. Для этого кроме улучшенного финансирования необходим и иной, нежели практикуется в современной России, подход к управлению наукой. Но и этого недостаточно. Требуются изменения в законодательстве: дебюрократизация трудовых соглашений, упрощение визовых и таможенных процедур, признание заграничных ученых степеней. Об этом подробно писали Дьяконов и др. (см. «Организация науки», «Ведомости» от 4.02.2010), и мы полностью поддерживаем позицию наших коллег.
Однако мы против методов «шоковой терапии» при реформировании науки. Быстрый всеобщий переход к новым принципам управления невозможен, да и не нужен. Мы также считаем трудноосуществимым постепенное создание «островков» современной науки в существующих академических институтах и университетах, потому что они неизбежно окажутся под гнетом административно-бюрократической системы, которая их подомнет под себя и раздавит. Кроме того, резкое неравенcтво в социальных и рабочих условиях создаст напряженную атмосферу в трудовых коллективах.
Федеральные научные центры
В качестве первого шага в реформе фундаментальной науки мы предлагаем создание с нуля под эгидой президента или правительства нескольких новых федеральных научных центров (ФНЦ), организованных на тех же принципах, что и ведущие международные исследовательские институты. Эти центры должны создаваться, финансироваться и управляться так, чтобы с самого начала своей деятельности занять лидирующие позиции не только в российской, но и в мировой науке.
Для этого, как мы считаем, их работа должна быть организована следующим образом:
— конкурсное и прозрачное финансирование передовых научных проектов на мировом уровне с оплатой и условиями труда, позволяющими привлекать лучших специалистов на всех уровнях научной карьеры;
— привлечение всемирно признанных отечественных и зарубежных научных экспертов для рецензирования и оценки проектов;
— управление обновляемым советом директоров при участии международного комитета экспертов, состоящего из числа международно признанных лидеров в области деятельности центра;
— жесткий отбор проектов, контроль за сроками их выполнения и качеством научной продукции по международным стандартам;
— временно-контрактный характер большей части исследовательских позиций;
— обеспечение связи науки с образованием посредством организации аспирантур при ФНЦ, стажировок в ФНЦ российских студентов, а также преподавания сотрудников ФНЦ в российских университетах;
— финансируемая программа научных стажировок российских ученых в ФНЦ;
— финансируемая программа международных конференций, семинаров и других современных форм научного общения, научных школ, организуемых ФНЦ, которая обеспечит возможность приглашения ведущих отечественных и зарубежных специалистов с кратковременными и среднесрочными визитами.
Мы считаем принципиально важным, чтобы ФНЦ финансировались непосредственно из федерального бюджета и управлялись независимо от Минобрнауки и РАН. Это необходимо хотя бы потому, что принципы управления такими институтами в корне отличаются от существующих в настоящее время в системе РАН и университетах. Попытка же управления ФНЦ по морально устаревшим принципам неизбежно приведет к их деградации. Гарантом независимости ФНЦ мог бы стать президент или премьер-министр посредством специально созданной для этой цели небольшой административной структуры — например, недавно образованного департамента науки, высоких технологий и образования.
В то же время подчеркнем: мы предлагаем ФНЦ не как замену нынешней российской академической системы, а как дополнение к ней. Наличие нескольких параллельных систем научного финансирования типично для развитых стран. В частности, во многих странах существуют структуры, подобные ФНЦ (например, институты Макса Планка в Германии, институт «Периметр» в Канаде, Институт высших исследований и национальные лаборатории в США, Институт фотоники в Испании, агентство «А-стар» в Сингапуре, Международные институты высших исследований в Японии и др.), которые позволили им стремительно выйти на передний край отдельных областей мировой науки. Мы убеждены, что наличие таких центров в России создаст здоровую конкуренцию существующим системам управления и финансирования науки, которая не только не разрушит их, но, напротив, поможет их постепенному оздоровлению и выходу на мировой уровень.
Предвидим вопрос: по силам ли современной России финансирование таких проектов? Мы считаем, что да. По нашим оценкам, бюджет всех ФНЦ будет составлять не более 5% от текущих ассигнований на гражданскую науку из бюджета РФ. В то же время по эффективности такие центры будут значительно превосходить ныне существующие исследовательские учреждения.
Создание ФНЦ позволит резко повысить роль и престиж российской науки на международной арене. Однако их значение не только в этом. Важно и то, что они помогут победить деморализующую атмосферу застоя и бесперспективности, столь распространенную сейчас в РАН и во многих университетах. Существование в России престижных современных научных центров мирового класса — мощный мотив для студентов и школьников идти в науку и оставаться в ней, при этом не покидая родину навсегда.
Наконец, ФНЦ смогут предоставить столь необходимую площадку для общения и совместной работы над передовыми научными проектами для всех ученых независимо от того, представляют ли они академическую, отраслевую или университетскую науку. Это сыграет важную роль в преодолении разобщенности и ведомственных барьеров в российской науке и в конечном итоге позволит повысить ее эффективность.
Крупные международные проекты
Предлагаемая структура ФНЦ оптимальна для теоретических областей фундаментальной науки и небольших лабораторий. В тех экспериментальных областях науки, где особо важна роль громоздкого дорогостоящего оборудования (например, физика высоких энергий, генетика, ядерная и термоядерная энергетика, перспективная робототехника, космические исследования), создание ФНЦ должно сочетаться с активным привлечением на территорию России передовых научно-технических международных проектов, а также поддержкой уже существующих российских проектов, имеющих высокую репутацию в международных научных кругах. Приоритетность этих проектов должна определяться гласным обсуждением и независимой научной экспертизой.
Размещение международных проектов на своей территории повышает престиж страны-хозяина, и, как правило, за такие проекты разгорается нешуточная, почти олимпийская борьба. За термоядерный проект ИТЕР на последнем этапе боролись Франция и Япония, за проект Европейского источника нейтронов (ЕСС) — Швеция и Венгрия, за проект 30-метрового телескопа ТМТ — Гавайи в США и Чили.
Привлечение на территорию России подобных проектов — это не только вопрос престижа. Главная задача этих усилий — смещение фокуса передовых научных иcследований в Россию, что имело бы колоссальный морально-психологический и практический эффект и послужило бы катализатором развития науки и техники. Каждый такой проект станет каналом, по которому в нашу страну будут поступать научные знания, технологии и специалисты, что поможет сгладить потери от «утечки мозгов» за предыдущие годы.
Привлечение международных проектов создаст в России дополнительные рабочие места, уменьшит отток талантливой и активной молодежи из науки и создаст базу для развития более современной инфраструктуры. Кроме того, международные проекты сыграют важную роль в стимулировании интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Наконец, они помогут развитию новой фазы в российской научной среде — с прозрачным финансированием, научной экспертизой мирового уровня и новой организацией.
В заключение
Мы хотим подчеркнуть, что вопрос о возвращении уехавших из России ученых, почему-то активно обсуждаемый в связи с нашим открытым письмом, несмотря на то что в самом письме об этом не было сказано ни слова, является второстепенным по сравнению с вопросами, поднятыми в письме и в данной статье. Мы уже писали и считаем не лишним повторить здесь, что мы не связаны ни с какими структурами и не имеем никаких политических или корпоративных интересов в РФ: мы выступаем в роли независимого экспертного сообщества, способного в силу нашего российского и международного опыта дать объективную оценку положения российской науки и предложить меры по улучшению этого положения. Новые условия для научной работы в России должны предоставляться вне зависимости от гражданства и происхождения лучшим, т. е. тем российским и иностранным ученым, которые победят в открытых и организованных по международным стандартам конкурсах.
|