В кризис каждый выживает и зарабатывает по-своему, кто-то берет дополнительную работу, а некоторые изобретают хитроумные схемы для присвоения чужих средств и жилья или попросту отбору. Такие схемы, как правило, основываются на невежестве наших сограждан в законах. Подробнее рассказывает на реальных примерах следователь Дмитрий Курбан. О ситуациях, в которые нередко попадают ...В кризис каждый выживает и зарабатывает по-своему, кто-то берет дополнительную работу, а некоторые изобретают хитроумные схемы для присвоения чужих средств и жилья или попросту отбору. Такие схемы, как правило, основываются на невежестве наших сограждан в законах. Подробнее рассказывает на реальных примерах следователь Дмитрий Курбан. О ситуациях, в которые нередко попадают ... граждане, рассказывает старший следователь следственной части Главного следственного управления при ГУВД по г. Москве, капитан юстиции Дмитрий Курбан.
– В сентябре 2009 года в Симоновский районный суд г. Москвы было направлено уголовное дело организованной преступной группы, совершившей ряд особо тяжких преступлений на рынке недвижимости. Пострадало от них более 25 человек. В группу входили трое: риелтор, психолог и начальник отдела кредитования одного из московских банков. На протяжении пяти лет, злоупотребляя доверием граждан, занималась группа хищением денег и квартир.
– Как они это делали?
– Разработали три схемы. В первом случае завлекали людей в кооператив. Объясняли, что для получения квартиры в собственность необходимо стать членом кооператива. Оплатить вступительный взнос – это не менее 30% от стоимости жилья, а потом обещали, что подберут подходящий вариант. В принципе, все так и происходило, правда, недвижимость в конце концов оставалась в собственности кооператива. Это – потом, а сначала с членом кооператива заключался договор безвозмездного пользования жильем, на основании чего покупатель проживал в квартире до выплаты взносов кооперативу в полном объеме.
– И в чем же суть мошенничества?
– На самом деле преступники вовсе и не собирались оформлять права собственности на нового члена кооператива. В тайне от него изготовлялись подложные документы, недвижимость переходила от кооператива к одному из соучастников организованной группы. Либо – к его доверенному лицу. А мошенники продолжали принимать от члена кооператива членские взносы до их выплаты в полном объеме. Когда же тот узнавал об обмане, он, конечно же, требовал от председателя объяснений. «Так получилось...» – пояснял тот. И предлагал пострадавшему выкупить свою же квартиру по рыночной стоимости. «А если нет, подавайте в суд»... Многие судятся годами.
– Как была устроена вторая схема?
– Она похожа на первую. Только здесь потерпевший вообще квартиры в глаза не видел. Председатель кооператива сообщал покупателю ту же самую информацию, что и в первой схеме. Не сомневаясь в правомерной деятельности кооператива, полностью доверяя председателю, человек соглашался на предложенные условия стать членом кооператива. После этого, получив от потерпевшего вступительный взнос (до 50% от предполагаемой стоимости квартиры), председатель под любым предлогом уклонялся от исполнения обязательств по поиску квартиры. Скрывался, менял офис, номер телефона... Хотя кооператив – действовал! Особенно настойчивым все же удавалось изловить председателя и вернуть хотя бы часть своих денег. Хотя в большинстве случаев результат оказывался плачевным.
– И пожалуйста, о третьей схеме...
– Она самая циничная. Хотя председатель кооператива участия в ней уже не принимал. Главным в разработке и реализации схемы являлся начальник управления корпоративного кредитования одного из банков Москвы и его подчиненный, он же – риелтор.
Соучастники, пользуясь юридической неграмотностью клиентов банка, получали у них документы на квартиру и предлагали выдать доверенность, которая бы позволяла распоряжаться их недвижимым имуществом. При этом клиенту сообщалось, что подписание такого документа – необходимое условие для предоставления кредита. Клиент соглашался, ему выдавался кредит. А соучастники, используя полученные документы, совершали свою сделку. Узнавал об этом хозяин квартиры лишь когда приходила квитанция на оплату, где в графе «собственник» стояла чужая фамилия. Возмущенный гражданин отправлялся в банк, где ему объясняли: он должен выплатить полную стоимость квартиры... Одним словом, морочили голову.
В ходе расследования этого дела на все похищенные квартиры был наложен арест, а арестованные квартиры были переданы потерпевшим на ответственное хранение, где они сейчас и проживают. Хотя проблема пока так и не решена: многие пострадавшие до сих пор не являются собственниками своих квартир, таковыми они могут стать лишь по решению суда.
– Давайте попробуем нарисовать портрет этих несчастных. Кто обычно попадает в сети мошенников?
– Разные люди. От неработающих граждан до докторов наук. Был даже бывший сотрудник милиции.
– Они что, не могли проверить банк?
– Сейчас решением ЦБ у этих банков лицензия отозвана. Здесь обманывались на другом: кто-то хорошо знал риелтора, кто-то – банковского работника, а кто-то – лиц, их знающих, по чьей рекомендации и действовал. Кроме того, в момент, когда совершались хищения, многие еще просто не знали, что нужно для ипотеки. Главное, думали, получить кредит, а что при этом придется подписывать – неважно.
– А мошенники, наверное, люди обаятельные, раз многие ловятся на их крючок...
– Не зря же в группе был психолог, который умел разговаривать, мог убедить кого угодно и в чем угодно. К тому же человек шел к ним, как правило, через знакомых. А потому и мысли не допускал, что могут обмануть...
|