Говорят, Господь Бог сотворил человека только для того, чтобы тот создал свое высшее творение – коньяк. Адам надежд не оправдал, коньяка не создал. Господь долго ждал, а затем устроил Всемирный Потоп, стер человечество с лица земли, и оставил для выполнения заветной миссии своего любимца – Ноя. Мало того, Бог устроил ... Говорят, Господь Бог сотворил человека только для того, чтобы тот создал свое высшее творение – коньяк. Адам надежд не оправдал, коньяка не создал. Господь долго ждал, а затем устроил Всемирный Потоп, стер человечество с лица земли, и оставил для выполнения заветной миссии своего любимца – Ноя. Мало того, Бог устроил ... так, чтобы Ноев ковчег вынесло на Арарат, гору, где, по его сведениям, рос крупный виноград. Процесс пошел. Ной освоил виноделие, и с тех пор человечество упражняется в совершенствовании изысканных напитков. Шли тысячелетия, но коньяка все не было. Тогда Бог слегка поторопил французских виноделов, наслав на них налоговиков. В 1641-м году во Франции были повышены налоги на экспорт вин. Чтобы не переплачивать, виноторговцы департамента Шаранта решили сократить объем своей продукции, перегоняя вино на спирт, считая, что там, у потребителей, концентрированный продукт можно будет разбавить водой, и вновь получить вино. Потребители же, не будь дураками, не стали разбавлять прекрасный напиток, тем более что после пребывания в дубовой бочке он существенно облагораживался, приобретая особый цвет, запах и вкус. Местом хранения дистиллята в дубовых бочках стал центр провинции, город Коньяк. Очень скоро название города перешло на напиток. И начался Всемирный Коньячный Потоп. Коньяк можно делать только в провинции Коньяк, остальные аналогичные напитки, именуют по-разному: бренди, виньяк, арманьяк. Французы щепетильно относятся к этому правилу, но у нас в стране коньяк воспринимается не как географическое понятие, а просто как тип напитка. Оттого-то у нас в ходу молдавский, грузинский, армянский коньяк. Особенно знаменит последний. В стране, отделенной от остального мира железным занавесом, армянский коньяк был таким же эталоном качества, как, скажем, массандровские вина. История армянского коньяка уходит корнями в библейские времена. Древнегреческие историки Геродот, Страбон и Ксенофонт свидетельствуют, что в их времена армянские вина были превосходными. Но коньяк – не вино. Его технология намного сложнее. Поэтому и производство коньяка в Армении началось гораздо позже – в 1887 году. Основал его купец первой гильдии Нерсес Таирян. Коньяк изготавливали, стараясь не отступать от классической французской технологии. В конце ХІХ века предприятие Таиряна было продано известному товариществу «Л.Н.Шустов с сыновьями», и начало быстро развиваться. Завоевав медали и высшие награды «Гран-при», фирма Шустова стала поставщиком царского двора. И не только. Ереванские коньяки поставлялись более чем в сорок стран мира, и пользовались там заслуженным признанием. Но как же быть с Францией, которая не желала признавать армянские коньяки коньяками? Уже в наши дни проблема была разрешена с поистине французским изяществом. Французы просто купили коньячный завод с запасами спиртов, рецептурами, технологиями и авторскими правами. После существенных инвестиций было отремонтировано здание и заменено устаревшее оборудование. Лаборатория завода была переоснащена современной аппаратурой и реактивами. Армянские специалисты получили возможность стажироваться во Франции. Рецептуру же, технологические режимы и персонал менять не стали, считая, что коньяк соответствует высшим требованиям. Французы сумели объединить достижения технического прогресса и традиции. Ведь производство коньяка не терпит суеты. Оно основано на материалах многолетней, а то и вековой выдержки. Армянские коньяки остались, по сути, теми же, к которым мы привыкли, таким же эталоном качества.
По секрету: есть предположение, что глобальное потепление тоже наслано на нас затем, чтобы виноград рос лучше!
|