Довелось на днях прочитать материал в Интернете – о самых, так сказать, страшных достижениях кулинарии, вызывающих у непосвященного дрожь и трепет. Занятный такой материалец. В нем, например, фигурируют такие «суперделикатесы», как овечий сыр, зараженный сырными мушками, лютефиск (треска, вымоченная в щелочном растворе до такой степени, чтобы филе могло разъедать серебряную ... Довелось на днях прочитать материал в Интернете – о самых, так сказать, страшных достижениях кулинарии, вызывающих у непосвященного дрожь и трепет. Занятный такой материалец. В нем, например, фигурируют такие «суперделикатесы», как овечий сыр, зараженный сырными мушками, лютефиск (треска, вымоченная в щелочном растворе до такой степени, чтобы филе могло разъедать серебряную ... утварь) и рисовое вино из новорожденных мышат. В принципе, пожалуй, уместное перечисление: мало кому в голову, думается, придет в голову наслаждаться такими блюдами (хотя гурманы, наверное, и не такие еще номера откалывают!). Но в этот же жутковатый список почему-то включена и вареная баранья голова. Это блюдо распространено в Ираке (где оно называется «пача»). По каковому поводу американцы – искренне уже считающие, что их обязаны слушаться все, везде и всегда – не удержались от язвительного комментария: «Не удивительно, что иракцы отличаются страстью к самоподрывам». Оставим сомнительную честь развивать дискуссию о самоподрывах американцам. В данном случае хотелось бы выступить в защиту овечки. Потому что, с точки зрения полезности, сей кудрявый представитель мелкого рогатого скота может с полным основанием считаться истинным другом человека. В пользу идет всё – шерсть, шкура, мясо. В том числе и та самая голова, которую решили зачислить в список самых страшных блюд. А всё ведь проще гораздо. У нас в Армении, например, овечья голова – самый что ни на есть деликатес. Только не вареная, а запеченная. И называется она «кяллá», что на одном из диалектов армянского языка значит «голова». Причем не нейтральная голова, а что-то вроде «башки», то есть с легким, но ощутимым привкусом утилитарности. Есть же, в конце концов, любители похлебки из куриных голов или студня из коровьих хвостов, чем хуже овечья голова?! Или говяжья? Просто она раза в три крупнее овечьей, соответственно, и готовится дольше, и едоков на нее требуется больше. Это блюдо преимущественно распространено на севере Армении. В частности, в Ширакской области (Она, кстати, претендует на приоритет и по части некоторых других блюд. Например, хаша, о котором я уже имел честь информировать читателя). В советские времена многие специально приезжали на выходные в столицу Ширака – славный город Ленинакан (ныне – Гюмри), чтобы отведать настоящей «кяллы». Не перевелись гастрономические путешественники и сегодня, несмотря на трудности переходного периода. Люди стараются поддерживать традиции. В связи с этим не рекомендуется, приехав в Гюмри, заказывать не «кяллу», а «голову»: в лучшем случае вас здесь просто не поймут, а то и людоедом рискуете прослыть… Однако к делу. Следует учитывать, что приготовление такого блюда – дело несколько специфическое, трудноосуществимое в стандартной квартире, полной домочадцев, которые к тому же имеют обыкновение постоянно попадаться под ноги. Предпочтительнее поэтому доверить приобретенную кяллу профессионалу. Перво-наперво, голову надо освежевать и от рогов, конечно, избавиться. Причем оперативно, мешкать тут не следует. Мастера управляются за 3-4 секунды, сам видел. Потом – тщательная промывка. После чего голова помещается в печь, сложенную из огнеупорного кирпича, и запекается в течение семи-восьми часов. Как правило, процесс начинается вечером и финиширует на следующее утро. Утром приходим за готовой кяллой. Извлеченная из печи, она смотрится весьма аппетитно, источая будоражащий ноздри аромат. Уж не обессудьте, поклонники лангета и утки с яблоками, но так оно и есть. В дело идет практически всё: щеки, мозги, язык, губы, даже глаза… К сему весьма уместны картофельный гарнир, зелень, редиска, сыр и маринованные перчики. Чем запивать – это уже на любителя. Но коньяк или кока-кола в данной ситуации точно не прозвучат, уверяю вас. [Image-1] Автор свидетельствует также – хоть у него и нет страсти к самоподрывам, – что при случае отведать «кяллу» налегает на глаза и наросшее за ними сало. Может, наследственность сказывается: одна из моих бабушек была уроженкой турецкого города Карса, который соседствует с Ширакской областью Армении. (Спасаясь от зверств геноцида 1915 года, ее семья перебралась в Ленинакан, который до Октябрьской революции назывался Александрополем. А после землетрясения, случившегося там в 1926-м, – в Ереван). Кстати, у гюмрийцев, исстари слывущих изрядными острословами, бытует такое восклицание: «Хотел бы я отведать сало за твоими глазами!» Так обращаются к человеку, когда хотят выразить свое наилучшее к нему расположение. [Image-2] Наверное, было бы некорректно утверждать, что овечку кушают исключительно кавказские и закавказские народы. Просто там она издревле держится, так сказать, на верхних строчках гастрономического рейтинга. Но ей уделяется внимание и в других регионах. Например, нашел я в кухне народа коми блюдо с веселеньким названием «Тещин холодец». Творится сей холодец следующим образом. Надо отварить с укропом и лавровым листом овечью голову, отдельно – мясо (баранину или говядину). Когда голова сварится, отделить мякоть от костей, порубить в корытце, добавить соль, тертый чеснок, черный перец, измельченное отварное мясо, залить бульоном, вынести на холод. Очень даже!
В общем, не нужно брезговать бараньей либо говяжьей головушкой. На вкус и цвет, конечно, товарищей нет. Однако в умелых руках упомянутая головушка превращается в достойное внимания блюдо, способное доставить отведывающей его компании немало приятных минут. Будет случай – попробуйте, не пожалеете!
|