Я зацепила эту коробку в супермаркете – полупрозрачный пластик с надписью «Токмач». Лежали в ней почти невесомые стружки домашней лапши. И сразу вспомнились соседка Гульфарида, которую я звала тетя Галя, и ее священнодействие – приготовление обеда для большой татарской семьи.
Я любила забегать к ней в ...
гости. В доме у них всегда по-особенному пахло, белели подушки с накидками на высоких кроватях, на стенке висели необычные картинки с кудрявыми буквами – потом я узнала, что это шамаил – выдержка из Корана. На кухне из маленького радиоприемника лилась протяжная, как волжские просторы, татарская песня. Тихонько подпевая ей, тетя Галя начинала месить пресное тесто – мука, яйцо, чуть воды и соли, и вот уже ее руки месят белый упругий комок, раскатывают в тонкий пласт и нарезают ровные ленточки. Чуть подсохли полоски, и их быстро-быстро превращают в пушистые палочки лапши. На плите тем временем булькал куриный бульон, сваренный и с классической луковицей-морковкой, и с какой-то пахучей травкой. Не попадается мне такой запах и поныне, несмотря на обилие всевозможных баночек-пакетиков.
Когда наступало время есть, подсохшая лапша попадала в котел, и туда же падали мелко нарезанные белые грибочки, собранные мужем хозяйки Газизом, в просторечии именуемым дядей Гришей. Тонкий аромат леса добавлялся к вкуснейшему супчику и был просто неповторим.
А повторить хотелось. Причем очень. Подхватив коробку, я двинулась к кассе.
Дома я поставила вариться куриную грудку, добавив ей в компанию морковку, лук и перевязанный пучок укропа. После того как бульон был готов, избавилась от овощей и травки, положила «воспоминание» детства, добавив для нарядности немного тертой моркови и грибочков, увы, простых шампиньонов. Но вкус удался. Или мне очень этого хотелось?
Хотелось, впрочем, еще чего-то. И я поняла – на обед у Гульфариды еще были восхитительные пирожки с мясом и картофелем. Имели они треугольную форму и назывались «эчпочмак». Как их готовят, я видела много раз, но вот самой… А что самой? Глаза боятся, а руки сделают же!
И я замесила тесто – обычно на эти пирожки берется дрожжевое, но можно взять и пресное – для талии полезнее! С тестом разобрались – идем дальше.
Итак, мясо (я взяла говядину – ибо другого на тот момент в холодильнике не нашлось – но подойдут и баранина, и телятина) промыла, отделила от костей и нарезала мелкими кубиками – «как лесной орех» – этот размер я помнила с детства. Такими же кусочками нарезала очищенный картофель и положила его в холодную воду, чтобы он не потемнел. Затем откинула на сито, соединила с мясом, положила мелко шинкованный репчатый лук, масло, перец и соль и все тщательно перемешала, а затем фарш уложила в глубокую тарелку. Начинку надо тщательно перемешивать, тогда все ингредиенты распределятся равномерно.
Затем готовое тесто я нарезала равными кусками весом примерно в 80-90 г, сваляла на доске шариками и раскатала лепешки величиной с чайное блюдце. На лепешки положила приготовленную начинку, приподняла с трех сторон края теста и защипала. В классическом варианте в середине треугольника оставляется маленькое отверстие.
И получился эчпочмак (в переводе с татарского – треугольник). Все сделанные эчпочмаки я положила на смазанный маслом лист, смазала верх сырым яйцом и посадила в духовку. Через полчаса эчпочмаки нужно было вынуть, налить в них столовую ложку бульона сквозь оставленное отверстие и снова вернуть в духовку. Эчпочмак печется примерно около часа при температуре 170-200°С.
У меня все получилось!
Вернувшиеся с занятий дети протянули: «Мам, чем сегодня так пахнет?»
Обедом из детства, дорогие мои. Приятного аппетита!