Фильм "Сумерки. Сага. Новолуние" показал впечатляющие результаты на старте американского проката: самые большие сборы в этом году за первый уик-энд и третьи за всю историю. Показатель зрительского интереса вырос почти в два раза по сравнению с первой частью. Это можно объяснить тем, что создатели вампирской саги выбрали правильную форму для ...
раскрытия проблем современного подрастающего поколения. Потому что "Новолуние" - это кино не про нечисть и не столько про пубертатный и постпубертатный периоды, а рассказанная специфическим языком история про современную американскую действительность с угадываемыми этническими характеристиками групп действующих лиц.
Восемнадцатилетняя Белла Свон живет в маленьком городке со своим разведенным отцом. Она влюбляется в одноклассника Эдварда Каллена, который оказывается вампиром. Семья Эдварда принимает девушку, но сама она вампиром не становится. Фильм "Новолуние" начинается с того, что семья Калленов вынуждена уехать, чтобы не вызывать подозрений - вампиры не подвержены старению. После отъезда любимого Белла начинает ближе общаться с Джейкобом, индейцем из местной резервации. Со временем выясняется, что юноши из индейского племени, взрослея, становятся оборотнями, и эта участь не минует Джейкоба. Тем временем Эдвард, будучи не в силах вынести разлуку, направляется в Европу, где предстает перед вампирским кланом, который может лишить его жизни за разглашение тайн. Белле же предстоит выбор между Джейкобом и Эдвардом - оба предлагают ей свое сердце.
Вампиры в кинематографе переживают очередной период трансформации. Если раньше их присутствие сопровождалось инфернальной символикой и страхом распятий, то теперь нечисть живет в современном городе, практически не отличаясь от местных жителей.
Вампиры как образ другого противопоставляются всем остальным, что, в частности, выражается этнической контрастностью героев: например, в недавней шведской картине "Впусти меня" у кровососущей девочки-подростка была внешность выходца из Ближнего Востока. В одноименном романе Йона Айвиде описание загадочного ритуального убийства соседствует с новостью о поимке пяти ливанских эмигрантов, продававших наркотики. Автор пытается представить исламистов как возможных убийц и указывает на кризис миграционной политики, называя Швецию в будущем (действие происходит в 80-х) оскорбленной нацией.
Американский массовый кинематограф, как правило, старается всячески подружить местные многочисленные этносы между собой. Для этого вполне подходят экранизации популярных у подростков книг. Бестселлеры Стефани Майер, затрагивающие тему первой любви и вхождения девушки в половую жизнь, являются потенциальными коммерческими проектами. Но успех "Сумерек" не мог не состояться без сценария Мелиссы Розенберг, которая внесла в действие книги новые элементы, качественно обогатившие фильм.
Сценарист "Новолуния" дала интервью "Jewish Journal", где рассказала о деталях проекта, а также о своей жизни. Розенберг упомянула, что традиция вампиризма идет вразрез с иудейскими религиозными ценностями и больше связана с христианской мифологией. Но семья вампиров в "Сумерках" - это не обычные представители своего рода. Они - кошерные вампиры (определение Розенберг). "Кошерность" персонажей заключается в том, что они сделали осознанный выбор употреблять кровь животных вместо человеческой. Если бы экранизацию сделали более близкой к тексту книги, то в этом случае упоминались бы два вида вампиров, которые убивают людей ради пищи - польский Упырь и еврейский Эстри.
В фильме семья вампиров Калленов подчеркнуто противопоставлена окружающим людям: они изысканно одеваются, имеют хороший вкус и много денег. Но это не связано с давней традицией представлять аристократию в образе вампиров - находясь в обществе, Каллены не демонстрируют свои различия, а предельно сливаются со средой. У них нет обособленности высшего класса: они обучаются в учебных заведениях, глава семьи работает врачом. Вампиры начитаны, могут цитировать Шекспира с любого места, они вывешивают на стенке многочисленные дипломы об окончании учебных заведений (в книге этого нет). Они играют в бейсбол, называя это способом "американского времяпрепровождения".
Автор "Сумерек" Стефани Майер является убежденной мормонкой. Родоначальник семьи Калленов по книге был сыном англиканского священника во времена Кромвеля. Он возглавлял одну из облав на католиков, вампиров и еретиков, где его укусил старик-преследуемый. Превратившись в вампира, будущий отец семейства перебрался после европейских странствий в Новый Свет. Переселение семьи Калленов в книге Майер схоже с историей изгоев христианской веры, которые только в Америке находили покой и свободу от преследований. Но сценаристка Мелисса Розенберг вымарывает из действия все эти сюжетные линии и говорит, что получившийся фильм не религиозный. По ее мнению, если в действии появляются какие-либо конфессиональные моменты, это приводит к потере интереса аудитории. Даже превращение человека в вампира, всегда относимое к области сверхъестественного, у Розенберг превращается в банальный момент выбора.
Жизненный опыт Мелиссы Розенберг, о котором она говорит в интервью, находит выражение в сюжете "Сумерек" и его персонажах. В подростковом возрасте сценаристка потеряла мать, которая была ирландской католичкой (возможно, поэтому семья вампиров готовит для Беллы итальянское блюдо и впервые использует для этого кухню - в книге такого эпизода нет). В 17 лет Мелисса впервые почувствовала в себе "еврея", а позже вышла замуж за потомка раввина в шестнадцати поколениях. Иудаизм для Розенберг был осознанным выбором. Для героини "Сумерек" Беллы Свон желание влиться в семью вампиров тоже является результатом свободного волеизъявления. Таким образом, Мелисса Розенберг привнесла в сценарий опыт личной жизни, придав первоначальной истории новые оттенки. История о вхождении девушки в половую жизнь и ее отношения с семьей своего избранника превратились в обретение новой для себя идентичности.
Представление определенного этноса в картине в качестве элитарного вписывается в концепцию религии избранного народа. Семья Калленов была закрыта для контактов с посторонними, и по действию не очень понятно, каковы именно отношения между молодыми людьми, приходящимися друг другу сводными братьями и сестрами. Вспоминаются времена, когда евреи блюли чистоту крови, женясь на близких родственниках. Главной героине не дают стать вампиром случайно. Для этого требуется ее желание и согласие семейства вампиров.
Помимо вышеупомянутого этноса в "Сумерках" присутствует и другой, также имеющий сверхъестественные способности. Это индейское племя квилетов, которое, по преданиям, ведет происхождение от волков. Характерной особенностью квилетов является агрессивность, приводящая к способности превращаться в оборотней. По словам Джейкоба, стать таким нельзя - с этим можно лишь родиться. За фигурами оборотней стоит коллективное восприятие этноса агрессивных меньшинств - это, скорее, латинос, чем индейцы. В мифологии картины квилеты-оборотни представляют собой коренное население, а вампиры - пришлое. Отношения между этими группами закреплены договором, который разграничивает территории влияния. Вампиры, тем не менее, относятся к оборотням с презрением. Когда одна из представительниц семьи Калленов учуяла запах псины от Беллы, она назвала его "отвратительным" и заметила, что "это не лучшая для девушки компания".
Сюжет, где иносказательно фигурируют два этноса, был бы неполным, если бы там не присутствовало большинство, на фоне которого и выделяются прочие меньшинства. Эту массу (WASP), от которой откололась главная героиня, в "Сумерках" представляет один из одноклассников Беллы. Этот герой не просто провинциальный простак - он лузер, и его попытки сближения выглядят убого по сравнению с поведением как вампира, так и индейца. Мелисса Розенберг явно презрительна к рядовому американцу. Зато школа провинциального трехтысячного городка ради торжества мультикультурализма наполнена азиатами и прочими представителями этнических групп. Большинство событий происходит в столовой, где висят флаги всех государств мира, в чем, видимо, выражена идея единения наций.
Таким образом, картина "Сумерки" является историей о том, как простая американка полюбила одноклассника-еврея, и какие испытания ее ждут при таком раскладе. Антисемитские настроения в США с каждым годом понемногу увеличиваются (в 2004-м был создан Специальный отдел Государственного департамента США, занимающийся мониторингом и борьбой с антисемитизмом). Наиболее сильны эти настроения среди групп латиноамериканцев, выросших вне Штатов, а также среди афроамериканцев. Результаты социологических исследований не отображают того, приверженцы какой религии наиболее склонны к антисемитизму, но это и так становится понятно, поскольку большинство выходцев из Латинской Америки - католики. В речах деятелей еврейских общин нередко встречается обвинение правых христиан в ненависти к потомкам Иакова.
В одном из эпизодов "Новолуния" действие переносится в Европу, где проходит праздник св. Марка. Святой, по сюжету, когда-то убил последнего вампира, и в память об этом люди ежегодно собираются на площади. В процессе празднования участники действа входят в экстаз, и, если какой-нибудь вампир попадется им на глаза, толпа растерзает его на части. После премьеры фильм вызвал недовольство в Ватикане: один из кардиналов, член папского совета по культуре, обругал картину, что происходит нечасто - католиков нужно сильно спровоцировать, чтобы они высказались на чей-либо счет. Христианство - вот главный враг кошерных вампиров, незаслуженно страдающих от вековых предрассудков. Лишь борясь с ним такими фильмами как "Сумерки", можно будет уменьшить произрастающий из этой религии антисемитизм. И тогда можно будет беспрепятственно влюбляться в вампиров, которые оградят от индейцев-оборотней, и не бояться, что люди растерзают вас на площади.