Люди тогда мало переселялись, поэтому жизнь каждого человека, как правило, протекала в рамках одной деревни. Однако постепенные миграции привели к ситуации, когда в брак стали вступать люди разных религиозных конфессий. Причем, если брак признавался в одной, то мог быть «незаконным» в другой конфессии. Такое положение дел привело к тому, что роль регистратора отношений на себя взяло государство.
Считается, что впервые это произошло в Нидерландах в конце XVI века. В России ещё долгое время брак фиксировался только церковными записями. Первые попытки гражданского узаконения семьи относятся к XIX веку, когда браки старообрядцев стали фиксироваться в метрических книгах.
Настоящей революцией в семейной жизни стали преобразования советский власти, приведшие к отделению церкви от государства. Естественно, что именно молодое советское руководство взяло на себя ответственность за узаконение отношений. Днем рождения гражданского брака в России можно считать 20 декабря 1917 года, вошедшее в историю как день издания Декрета совета народных комиссаров «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». В этом документе, в частности, оговаривалось, что отныне только отношения, зарегистрированные государством, признаются браком, то есть союзом, порождающим взаимные права и обязанности. Церковный же брак становился частным делом каждой семьи.
Представьте себе, какой резонанс произвел этот документ на наших прабабушек и прадедушек. Сам-то документ – ещё полбеды. Настоящим потрясением стало массовое изменение не только внешних атрибутов, но отношения к семье. Молодые строители советского государства больше не нуждались в благословении родителей, а для заключения брака в рабочем режиме заходили в исполком. Кстати, если раньше спутника или спутницу жизни выбирали родители, то теперь этой привилегии они были лишены. Каждый мог сам выбирать, с кем строить семью.
Вместе с трепетным ожиданием семейного счастья исчезла помпезность и торжественность свадьбы, на смену подвенечным платьям пришли рабочие костюмы. Отходила в прошлое обрядовость, соблюдение традиций. Сама свадьба стала делом будничным и малопримечательным. В некоторых деревнях стали практиковаться случаи, когда жених увозил невесту без ведома родителей в свой дом, а потом молодые собирали друзей на один из новых советских праздников, как бы по случаю создания семьи, но номинально, например, по случаю сбора урожая или дня рождения вождя.
В одном воспоминании я прочитала, что невеста в ожидании регистрации уснула, а спросонок неправильно назвала будущую фамилию. Хороша была бы наша современница, уснувшая где-нибудь в загсе.
Красная свадьба стала прототипом современного сожительства, ошибочно именуемого сегодня «гражданским браком». Как правило, дни свадьбы подбирали под «красные» дни календаря, то есть даты советских праздников, особенно значимых для поколения 1920 – 1930-х. Забегая вперед, отметим, что эта эйфория прошла, и уже с 1950-х невесты вновь стали облачаться в белые платья, а свадьбе вернули её торжественное значение в повседневной жизни народа.
Может, потому что на смену минимализму в моду вернулась торжественность и пышность, может, послевоенное поколение стало трепетнее относиться к традициям, но уже свадебные фотографии наших родителей запечатлели праздничные моменты советской семьи.
Подставки для цветов, так же как и сами цветы могут стать заметной частью интерьера. Главное правильно подобрать дизайн и материал подставки. Обычно хорошо в помещении смотрятся
цветочницы из дерева, особенно те, которые украшены различными узорами. А вот для улицы лучше выбирать металлические или бетонные цветочницы, другие долго в изменяющихся погодных условиях не простоят.