12 октября 1957 года начал свою экранную жизнь единственный советский фильм, получивший Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале – «Летят журавли». Простая история, изложенная в пьесе Виктора Розова «Вечно живые» в исполнении Михаила Калатозова приобрела настолько яркое звучание, что до сих пор потрясает мироощущение людей: молодых и пожилых, до сих ... 12 октября 1957 года начал свою экранную жизнь единственный советский фильм, получивший Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале – «Летят журавли». Простая история, изложенная в пьесе Виктора Розова «Вечно живые» в исполнении Михаила Калатозова приобрела настолько яркое звучание, что до сих пор потрясает мироощущение людей: молодых и пожилых, до сих ... пор ощущающих себя советскими, и никогда в жизни не бывавших в Советском Союзе и России. Когда в нынешнем году фильм показали в Каннах, зрители сразу после фильма в едином порыве вскочили со своих мест и долго-долго аплодировали. Этим фильмом Михаил Константинович Калатозов как бы подытожил свою практически 30-летнюю режиссерскую судьбу. Ведь на тбилисскую киностудию он пришел скромным 20-летним пареньком, а спустя пять лет стал уже режиссером. Это нынешнее поколение россиян не всегда знает, что еще до «Журавлей» Михаил Константинович стал «культовым» режиссером, сняв такие «громкие» фильмы как «Валерий Чкалов» и «Верные друзья». Но лента «Летят журавли» стала «звездным часом» для режиссера. Впрочем, не только для него одного. Кинокритики по праву оценили операторскую работу Сергея Урусевского, который, по мнению одного из членов жюри Каннского кинофестиваля, моментами словно вкладывал кинокамеру во внутрь души героев. Блистательной была признана работа киноактрисы Татьяны Самойловой, которая сыграла главную роль в картине. Впервые советская актриса получила сразу целую серию наград: специальный диплом жюри и приз «Апельсиновое дерево», Большую премию Французской академии кино за лучшее исполнение женской роли в нефранцузском фильме, премию Французской академии кинематографии «Хрустальная звезда» и приз «Живой легенде Канна». А разве менее пронзительно в фильме сыграл Алексей Баталов? Во многом благодаря тому, что в момент съемок он переживал бурную страсть к цирковой наезднице Гитане Леонтенко. Познакомились они в 1954 году и начали тайно встречаться. Тайно из-за того, что Гитана была цыганкой, и ее многочисленная родня, узнав, что девушка встречается с русским, сначала долго «прессовала» ее, а потом они и вовсе разыскали ее возлюбленного и устроили сцену. Она закончилось вполне предсказуемо: ромалы заверили Баталова, что если он не оставит в покое Гитану, то они его банально зарежут. Но Алексей Владимирович не испугался угроз. Правда, прошло много лет с момента их знакомства, пока молодым не разрешили пожениться. Однако можно представить, насколько были обнажены нервы у Баталова во время съемок. Чем же подкупила зрителей кинокартина «Летят журавли»? Прежде всего, буйством чувств. Трагичностью первой любви, которой суждено было стать вечной. Невозможностью соединиться влюбленным сердцам, которые не смогли перешагнуть через острую, как бритва, грань войны. И еще тем, что надежда на счастье не умирает даже тогда, когда только влюбленное сердце отказывается верить в трагический конец. А если учесть, что практически у всех первая любовь тает, как снежинка на солнце, за ней приходит, в лучшем случае, вторая, а чаще всего, третья, четвертая и т.д. – искренне жалко тех, чью любовь разрушают не субъективные, а объективные обстоятельства. Это одна из граней. Но есть еще и другая. Фильм приняли так близко к сердцу еще и потому, что именно в нем чуть ли не впервые в советском кино герои получились не «правильные», как случалось раньше, а, скорее, человечные. Возьмем Веронику. С одной стороны она должна была стать настоящим идеалом, лубком к стихотворению «Жди меня и я вернусь». Но вместо этого она предает любовь Бориса и выходит замуж за его сводного брата Марка еще до того, как узнает о гибели своего жениха. И интеллигентный пианист Марк, который, по идее, должен быть «правильным», воспользовался тем, что девушка потеряла сознание от страха, и фактически выступил в роли насильника. И после этого Вероника не только не отталкивает Марка, но и становится его женой, хотя в душе продолжает любить Бориса. Хотя потом «справедливость» торжествует. Вероника уходит от мужа, и на Белорусском вокзале, где встречают поезда с победителями, возвращающимися с фронта, появляется в белом платье невесты. К тому времени уже ясно, что Борис, скорее всего, никогда не приедет. Но вот тут-то и срабатывает формула: «Жди меня, и я вернусь!».
Впрочем, не претендую на истину. Сколько людей, столько и мнений. Остается добавить, что Михаил Калатозов после «Журавлей» снял еще три картины: «Неотправленное письмо», «Я – Куба» и «Красная палатка». Скончался он в Москве 29 марта 1973 года. Сергей Павлович Урусевский пережил режиссера картины на полтора года и умер в Москве 12 ноября 1974 года. Алексей Владимирович Баталов и Татьяна Евгеньевна Самойлова в настоящее время живут и здравствуют в столице…
|