Речь, конечно, не о живом дереве с зелёными листочками, а - об изделиях из дерева. Бывает, человек, увлечённый рисованием, загорается идеей воплотить свои фантазии на дереве. Есть идея, и остальное кажется неважным. Но торопиться не стоит. Дерево - не бумага: испортить изначально красивую вещь жалко. А таких вещей - множество: ...
дверцы шкафов, табуретки, обрезки досок, а еще готовые изделия под роспись - шкатулки, матрёшки, пасхальные яйца, разделочные доски, ёлочные игрушки, стаканчики, вазочки, тарелочки, бусины и фигурки животных.
Такие заготовки лучше покупать в магазинах для художников. Там выбор на все вкусы, а древесина хорошего качества, правильно распиленная, хорошо высушенная и обработанная. В хозяйственных магазинах деревянные изделия (доски, ложки) тоже качественные, но часто - под лаком.
|
Украшения из дерева. Худ.О.Балезина |
Лак с них надо вытравливать ацетоном и зашкуривать поверхность. Так же следует поступать и с деталями мебели. Это - долгая и нудная работа. На рынках можно купить красивые и недорогие заготовки, но случается, что они - из плохо высушенного или больного дерева. Кроме мучений, работа с таким изделием ничего не принесёт. Дерево может «приготовляться» и без участия человека. Например, пролежавшая несколько лет в сарае на даче доска, после зашкуривания вполне пригодна под роспись.
Из пород дерева лучшие - липа и берёза. Чуть хуже дуб и бук (у них плотная поверхность, но много тёмных прожилок, которые плохо закрашиваются). Сосну можно брать только с промышленной обработкой, т.е. отлежавшуюся, высушенную и отполированную. Остальные породы приносят немало хлопот, разбухая от воды, меняя цвет красок или забирая в себя лак в огромных количествах.
Дерево - материал красивый, но капризный. Оно - живое. Дышит, разбухает или ссыхается, трескается или расслаивается. Имеет сучки, от которых со временем избавляется. Может «съесть» краску или изменить её цвет до неузнаваемости. А поверхность может не поддаваться выравниванию. Поэтому, для хорошего сцепления краски с поверхностью и для закрытия пор, дерево всегда грунтуют.
|
Крышки шкатулок. Работа автора |
Можно использовать покупной акриловый грунт. А можно просто: на 100 мл воды взять 6-10 капель клея ПВА, размешать и широкой кистью наносить на изделие - сначала по вертикали, потом по горизонтали, чтобы не оставалось проплешин. Грунтовать надо дважды или трижды, каждый раз полностью высушивая изделие. Ещё можно грунтовать одним слоем лака ПФ (паркетного). Можно сразу грунтовать фоновой, например, чёрной краской в смеси с ПВА. На плоских поверхностях удобнее пользоваться маленьким валиком.
Если надо скрыть скол, трещину или большой сучок, можно воспользоваться качественной шпатлёвкой, втирая её несколько раз в углубление и каждый раз полностью просушивая, пока поверхность не выровняется. Потом это место надо пропитать лаком ПФ, чтобы шпатлёвка со временем не выпала, и легко отшкурить отработанной шкуркой.
Только после грунтовки можно наносить или переводить задуманный рисунок. Последовательность росписи по дереву такая: сначала раскрашиваются большие фоновые куски поверхности, потом более мелкие.
|
Доска. Работа автора |
По ним - одним цветом делаются «подмалёвки» (наброски фигур или цветов) и размечается орнамент. Потом идёт прорисовка деталей этих фигур и орнамента. Последний этап - отделка. Это рисование мелких деталей декора, точек, обводок, добавление украшений из геля.
Не стоит забывать, что рисунок должен быть выдержан в стиле, подходящем к фактуре дерева, т.е. лаконичным и чётким, жалательно с обводкой. Краски для дерева лучше брать попроще - акрил или гуашь с ПВА. Масло и темпера - краски для опытных художников. Акварель же подходит только для тонировки незакрашенных поверхностей.
При росписи можно применять множество эффектов, благо выбор материалов велик. Есть краски, гели и лаки, имитирующие металл, стекло, иней, камень, кожу рептилий, патину, золото, бронзу, серебро, дающие 3D-эффект, люминесцентные или с блёстками. До раскрашивания на поверхность можно наклеивать кусочки цветной фольги, бисер. Но всё-таки, главное - интересный и красивый рисунок, который и делает вещь уникальной.
|
Матрешки. Работа автора |
Последняя стадия работы над рисунком по дереву - лакировка. Самые доступные лаки - ПФ, разбавляемые уайт-спиритом. От простого паркетного, когда необязателен блеск и достаточно 1-2 слоёв лака для закрепления краски, и до дорогих быстросохнущих лаков, блестящих или матовых. Каждый слой лака высушивается, и по нему проходят мягкой шкуркой, потом стирают пыль и снова лакируют. Так повторяют несколько раз до получения идеально ровной матовой или глянцевой поверхности. Кисть должна быть плоской и жёсткой, без выпадающей щетины.
Если вы решились исполнить рисунок на дереве, не пренебрегайте этими советами, и тогда ваше творение будет жить долго.