Наверняка каждому человеку приходилось в жизни наблюдать или самому переживать ситуации, когда какая-то неведомая сила заставляла его поступать определенным образом, действовать по принципу, о котором говорил апостол Павел: «…что хочу, не делаю, а что не хочу, то делаю». Т.е. человек попадал в некую зависимость, и уже ни здравый смысл, ни ... Наверняка каждому человеку приходилось в жизни наблюдать или самому переживать ситуации, когда какая-то неведомая сила заставляла его поступать определенным образом, действовать по принципу, о котором говорил апостол Павел: «…что хочу, не делаю, а что не хочу, то делаю». Т.е. человек попадал в некую зависимость, и уже ни здравый смысл, ни ... сила воли не могли отвратить надвигающееся событие, которого уже невозможно было избежать. Оно уже полностью завладевало человеком, как наваждение, и осуществление этого события было лишь делом времени. Такое состояние, когда человек имеет сильное притяжение к объекту вожделения, и которому он не в силах противостоять, так как уже не в состоянии контролировать себя, называется страстью. Получается это потому, что ощущение чего-либо приятного, испытанного человеком в прошлом, постоянно заставляет его стремиться испытать нечто подобное сейчас, даже несмотря на то, что это в конечном счете принесет ему непоправимый вред. Страсть, как говорится в святых писаниях многих религий, сама по себе еще не есть грех, а лишь является его побуждающей причиной, когда человек уже привык грешить и почти не может от этого отказаться (примеры страстей: гнев, чревоугодие, гордыня, тщеславие…). Это подобно наркомании, азартным играм… Со страстями, как утверждают служители различных религий и традиций, однозначно нужно бороться: «Один из законов Божественного о нас Промысла есть – так устроять жизнь каждого и течение случайностей в ней, чтобы он, пользуясь ими разумно, мог наискорейшим и наиудобнейшим образом очистить себя от страстей» (св. Феофан Затворник). Страсть еще можно назвать болезнью, болезнью природы человека, ненормальностью некоторых его психических свойств. И именно эта ненормальность (эгоизм, гордыня, чувство собственной важности, безнаказанность…) человеческой природы, будучи необузданной, буквально принуждает человека совершать грех. В своем первом поучении «Об отвержении мира» Преподобный авва Дорофей по этому поводу пишет: «Ибо иное суть страсти, и иное – грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, т. е. совершает телом те дела, к которым побуждают его страсти, ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним». Так как же поступать благочестивому человеку, чтобы страсть не привела его к греху?
Ответ на этот вопрос находим у преподобного Исихия Иерусалимского (V в.), ученика Григория Богослова, который образно передает нам внутреннюю борьбу человека: «От прилога – множество помыслов, а от этих – худое дело чувственное. Тотчас погашающий со Иисусом первое, избег и последующего. И обогатится он сладостным божественным ведением, в коем всюду присущим будет зрение Бога, и поставит против Него зеркало ума, освещается Им, подобно чистому стеклу, поставленному против чувственного солнца. Тогда, наконец, ум, достигнув последнего предела своих желаний, почиет от всякого другого в себе созерцания».
|