Название «чудовище Франкенштейна» постепенно стало нарицательным для созданий человеческого интеллекта, вырвавшихся из-под контроля. В то же время сама готовность зрительской массы согласиться с изображением ученых как опасных для общества маньяков была компенсаторным следствием свойственного обычным людям комплекса неполноценности перед людьми с необычными способностями. Так же очевидно, ...Название «чудовище Франкенштейна» постепенно стало нарицательным для созданий человеческого интеллекта, вырвавшихся из-под контроля. В то же время сама готовность зрительской массы согласиться с изображением ученых как опасных для общества маньяков была компенсаторным следствием свойственного обычным людям комплекса неполноценности перед людьми с необычными способностями. Так же очевидно, ... что миф о Франкенштейне – модернизация определенных религиозных представлений. Ученый, осмелившийся переделывать то, что создал Творец, оказывается пособником Сатаны, если не самим Люцифером. Так образовалась классическая триада «гениальность-помешательство-преступность». Просветительское убеждение пушкинского Моцарта в том, что гений и злодейство – две вещи несовместные, в кино не прижилось, хотя сам кинематограф – детище технического века и человеческого гения. А может, потому оно и не прижилось, что многие кинематографисты в глубине души считают кино, как и многие священники, бесовской игрушкой, а себя, в отличие от священников – служителями сатаны. Чертова дюжина наиболее известных ученых безумцев, злодеев и опасных чудаков из фантастических фильмов выглядит примерно так: 1. Виктор Франкенштейн, появлявшийся на экране несколько десятков раз в фильмах по мотивам романа-первоисточника. 2. Доктор Джекил из рассказа Р.Л.Стивенсона, тоже перенесший не один десяток экранизаций, ученый, который по ночам превращается в преступника. 3. Доктор Хансен из киносериала «Гомункулус», создатель маленького человечка. 4. Изобретатель Ротванг из «Метрополиса» Фрица Ланга, конструктор искусственной женщины. 5. Химик Гриффин из «Человека-невидимки» Герберта Уэллса, ученый-изгой, доведший себя до совершенной прозрачности. 6. Доктор Моро из «Острова доктора Моро» Герберта Уэллса, изувер, стремящийся замучить животных до человеческого состояния. 7. Петр Гарин из романа Алексея Толстого, изобретатель смертоносного гиперболоида, нашедший способ выкачивать из недр Земли расплавленное золото и почти захвативший власть над миром. 8. Доктор Но из романа Яна Флеминга, персонаж первого фильма бондианы, гениальный ученый злодей, работающий по заданию международного террористического синдиката, изобретатель генератора направленного атомного излучения, способного уничтожать цели на земле и в воздухе. 9. Дуглас Пауэрс, он же доктор Зло из серии фильмов «Остин Пауэрс», который хочет продырявить озоновый слой, превратить Луну в звезду Смерти и мечтает об акулах с лазерами в глазах. Пародия на предыдущего персонажа, который сам – наполовину пародия. 10. Доктор Стрейнджлав из фильма Стенли Кубрика, безумный нацистский ученый на службе у президента США. Черная пародия на Вернера фон Брауна и Эдварда Теллера. 11. Доктор Хонникер из «Колыбели для кошки» Курта Воннегута, безответственный гений с психологией ребенка, создатель «льда-9», одна молекула которого может заморозить всю планету. 12. Сет Брандл из «Мухи» Дэвида Кронеберга, который в ходе самотелепортации ненароком смешал свои гены с генами мухи и превратился в чудовищное насекомое. 13. Лекс Лютор, извечный враг Супермена, помесь Эйнштейна, Билла Гейтса и Аль Капоне.
Из статьи: Виктор Матизен, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России // Журнал «Российское Экспертное Обозрение» № 3-2007.
|